Новости кафедры
21 февраля 2018 года на историческом факультете МГУ в рамках цикла "Книжная гравюра и графический дизайн эпохи Возрождения" с лекцией "Typography and graphic design in Renaissance Europe: the birth of modern book culture" [Типография и графический дизайн в Ренессансной Европе: рождение современной книжной культуры] выступил PhD, доцент Центра высших исследований эпохи Возрождения (Centre d'Études Supérieures de la Renaissance - CESR) Университета города Тура Реми Жименес (Rémi Jimenes).
Опираясь на документальные источники, наш гость осветил ряд вопросов, связанных с изменением французской типографии в XVI веке, показал как обновление типографии было подчинено политическим и идеологическим задачам. Так, продолжая тему изучения печатной книги, лектор уделил более детальное внимание книжной форме и ее структурным аспектам.
Книгопечатание появилось в немецком Майнце в середине XV века. Ее изобретение и быстрое распространение произвели коренной переворот в культурных практиках, повлекли за собой существенное удешевление книги и упростили ее оборот. Но эта технология также изменила и саму ее структуру.
Если первые книги стремились подражать манускриптам – копировался стиль, шрифт, вплоть до иллюминаций, то к концу XV века происходит процесс полного освобождения от рукописного образца. В частности, это проявилось в наличии таких новшеств как титульный лист и оглавление. Изменению также подверглась структура страницы, организация плосткости страниц (мы можем наблюдать появление макета), и в особенности шрифт. Постепенный отход от готики в пользу гуманистического письма, романского и курсивного, пришедшего из Италии, представляет собой один из главнейших феноменов в истории западной графической культуры.
На примере известных памятников Реми Жименес продемонстрировал различия между средневековыми и ренессансными шрифтами, а также процесс их эволюции. Он рассказал, что новая типография появилась в Италии, но именно в Париже в 1540-х годах она подвергается полному переосмыслению и обретает свою окончательную форму под влиянием таких граверов шрифта как Клод Гарамон или Робер Гранжон. В последующее время новая книжная типографская форма распространится на все европейское книгопечатание.
В 2014 году Реми Жименес защитил диссертацию на тему "Charlotte Guillard au Soleil d'Or (ca. 1507-1557) : Une carrière typographique" [Деятельность Шарлотты Гюийар в "Золотом солнце" (ок. 1507-1557): карьера книгоиздателя]. Недавно вышла монография, подготовленная на базе этого диссертационного исследования. В сферу его научных интересов входит история книгоиздания и издательских кругов. Вы можете познакомиться с некоторыми публикациями нашего гостя.
Новость подготовлена при участии студентки магистратуры
кафедры всеобщей истории искусств Кристины Папиренко.
нажмите на афишу для просмотра