Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Новости кафедры

20.02.2018 Лекция А.Байдовой "Парижская книжная гравюра эпохи Возрождения в призме текстов и архивных документов"  3655 

Лекция А.Байдовой "Парижская книжная гравюра эпохи Возрождения в призме текстов и архивных документов"

20 февраля 2018 года на историческом факультете МГУ в рамках цикла "Книжная гравюра и графический дизайн эпохи Возрождения" с лекцией "Парижская книжная гравюра эпохи Возрождения в призме текстов и архивных документов" выступила PhD, преподаватель Практической школы высших исследований (École Pratique des Hautes Études) Анна Байдова.

В своей лекции А.Байдова рассказала о собственных архивных изысканиях и результатах многолетних исследований, посвященных книжной иллюстрации в Париже XVI века. Суть исследования заключалась не только в выявлении имен художников, иллюстрировавших книгопечатные издания, но и в описании технологических аспектов производства книжной иллюстрации, которая значительно отличалась от производства эстампов. Так например, в начале выступления выступающая продемонстрировала разницу между технологией производства с использованием гравировальных досок и применения разных типов пресса в книжной мануфактуре.

Для историка и искусствоведа работа с архивным фондом XVI века представляет определенные сложности. Фрагментарный и плохо изученный, он вынуждает ученого строить предположения и, порой, додумывать некоторые звенья логической цепи. Кроме того, информация, интересовавшая нотариусов того времени, не всегда совпадает с той, что разыскивает ученый, и некоторые имена и процессы так и остаются за рамками официальных документов. Но даже при наличии письменного свидетельства, эволюция языка и изменение терминологии ставят перед исследователем вопрос толкования и анализа имеющегося в его распоряжении текста.

Книгопечатание зародилось в середине XV века в Германии (г. Майнц), а в Париже первые печатные прессы появились ок. 1470 г. Несмотря на существование других известных центров – Лиона, Венеции, Антверпена, на протяжении всего XVI века Париж сохранял за собой статус самого продуктивного города в области книжного производства во всей Европе. Если в конце XV века можно было наблюдать феномен параллельного сосуществования печатной книги и манускрипта, то к середине XVI века печатная книга почти полностью вытеснила рукопись.

При изучении иллюстрации невозможно отделить гравюру от всего издания, и те данные, о которых умалчивают документы, такие как имена художников и условия заказа, можно иногда найти в тексте самой книги. В то же время, если парижские архивы достаточно скупы на описание процесса создания книжной гравюры, бытование типографского материала относительно хорошо задокументировано. При помощи известных нам письменных свидетельств мы попытаемся восстановить картину создания и использования гравированных досок в парижском книгопечатании эпохи Возрождения.

Особое внимание в исследовании А.Байдовой отводится роли книжного иллюстратора. Известно, что над созданием книги работала целая мастерская, в которую входили автор, издатель, печатник, художник, гравер и многие другие. Иллюстрации создавались на заказ, в связи с чем художник был заложником не только текстового содержания, но и мнения автора, который порой самостоятельно создавал эскизы и диктовал выбор сюжетов. Однако не все книги иллюстрировались – в основном это были научные трактаты по искусству, медицине, архитектуре – иными словами, все то, что требовало поясняющего иллюстративного материала.

Кроме того, лектор осветила ряд вопросов, связанных с авторским правом на интеллектуальную собственность, которого в XVI веке просто не существовало. Имена художников практически не упоминались, в связи с чем особую сложность представляет процесс атрибуции иллюстраций. Тем не менее, некоторые попытки были сделаны – опираясь на письменные и иллюстративные источники, Анна Байдова проанализировала иллюстрации некоторых ренессансных трактатов, выявив почерк таких мастеров как Франсуа Перье, Амбруааз Парэ, Жан Кузен мл., Кристофль и др. Нормативные рамки в книгопечатном деле были созданы лишь после восстания печатников в Париже в 1539 г.: после того как были изданы королевские «привилегии» на издание текстов, призванные защищать книжные иллюстрации от массового тиражирования, стали формироваться первые корпорации издателей, что отмечает уже совершенно новую веху в истории книгопечатания.

В 2017 году Анна Байдова защитила диссертацию на тему "Le rôle des peintres dans l'illustration des livres imprimés à Paris, 1530-1580" [Роль художников при иллюстрировании книг, напечатанных в Париже, 1530-1580 годы]. В этом же году она выступила в роли куратора выставки "IMAGinez la Renaissance", прошедшей в Медиатеке города Мулен (Департамент Алье, Франция). Оригинальное название выставки подчеркивало ее основную идею - с помощью знакомства с иллюстрациями, картинками ("image" - франц.) в книгах XVI века попытаться представить эпоху Возрождения, вообразить ("imaginer" - франц.) ее основные черты. Вы можете познакомиться с подробной брошюрой об этой выставке, изданной на французском языке.


Новость подготовлена при участии студентки магистратуры
кафедры всеобщей истории искусств Кристины Папиренко.


Назад к списку новостей

Анонсы событий

нажмите на афишу для просмотра

Новые издания

нажмите на обложку для просмотра

Посмотреть весь каталог публикаций