Новости кафедры
1 ноября 2017 года в рамках Академического лектория исторического факультета состоялась публичная лекция директора Национального института истории искусства в Париже Эрика де Шассе. Будучи крупным специалистом в области искусства ХХ века и автором множества публикаций на эту тему, наш гость предложил свои размышления на тему "La fin de la peinture: de Rodchenko à l’art conceptuel" (Конец живописи: от Родченко до концептуального искусства).
В рамках выступления Эрик де Шассе рассмотрел творчество ряда художников, стремившихся создать "последнюю картину" и провозгласить тем самым конец живописной традиции. Первыми среди них стали русские авангардисты Казимир Малевич и Александр Родченко. Затем американские абстрактные экспрессионисты, такие как Барнетт Ньюман и Эд Рейнхардт, стремились свести живопись к нулю. Некоторые художники, как Густав Мецгер, сопровождали свои работы манифестом о конце живописи и необходимости её перерождения. Наконец, были и художники, которые отказывались от живописи в рамках своего творчества. Так, Агнес Мартин, успешная американская художница, внезапно, без каких-либо причин прекратила создавать новые картины.
Эрик де Шассе выделил несколько ключевых направлений в искусстве XX века, такие как абстрактное искусство, реди мейд, концептуальное искусство, отметив, что именно они в наибольшей степени способствовали "концу живописи". Вместе с тем нельзя не отметить, что за каждой "последней" картиной следовала новая, что породило феномен возобновляемости живописи. Художники раз за разом создавали черные и белые монохромные полотна, придавая им свои смыслы и наделяя их особенными предназначениями. В качестве характеристики этого удивительного процесса можно привести живописный принцип Барнетта Ньюмана, который считал, что "каждая создаваемая картина должна быть первой и вместе с тем последней".
Выступление Эрика де Шассе вызвало множество вопросов у слушателей. В частности, один из искусствоведов прокомментировал вопрос о концептуальном искусстве, в котором закладываемое художником сообщение порой может возобладать над визуальной составляющей, что приводит к её незначимости. Эрик де Шассе возразил, что визуальная часть всегда будет иметь значение, потому что без нее художнику остается только писать свое сообщение ручкой на бумаге. И именно по причине необходимости визуальной части, "конец живописи", который художники последовательно провозглашали на протяжении целого века, так никогда и не наступил.
Предлагаем вашему вниманию видео- и аудиозапись состоявшейся лекции:
- Загрузить аудиозапись лекции
- Послушать аудиозапись лекции
Полную аудиозапись этой лекции можно загрузить на свой компьютер или мобильное устройство для прослушивания без доступа к сети Интернет. Нажмите на эту ссылку для начала загрузки файла в формате ".mp3" (размер файла - 60 Mb). |
Эрик де Шассе (Éric de Chassey) – историк искусства, художественный критик, профессор, специалист в области современного искусства. С июля 2016 года он возглавляет Национальный институт истории искусства в Париже, с 2009 по 2015 годы был директором Французской академии в Риме. Его научные работы посвящены творчеству Анри Матисса, абстрактному искусству, истории фотографии, вопросам международных связей в искусстве XX века, американской живописи послевоенного периода и современному французскому искусству. Эрик де Шассе также выступает куратором крупных международных выставок.
Национальный институт истории искусства в Париже (INHA, Institut national d’histoire de l’art) – высшее учебное и научно-исследовательское заведение, основанное в 2001 году. Миссия института – развитие международного научного сотрудничества в области истории искусства и изучения культурного наследия.
Репортаж подготовила аспирантка кафедры всеобщей истории искусств Мария Аверина
нажмите на афишу для просмотра