Новости кафедры
2-3 февраля 2017 года на историческом факультете МГУ состоялась XLI научная конференция Лазаревские чтения'', посвященная памяти выдающегося русского ученого, заведующего кафедрой всеобщей истории искусства В.Н.Лазарева (1897–1976).
В приветственном слове к участникам и гостям конференции профессор О.С.Попова отметила ее удивительно долгую и насыщенную жизнь, которая длится уже более сорока лет, и поделилась воспоминаниями о Викторе Никитиче Лазареве, своем учителе. Заседания первого дня конференции, посвященные искусству Византии и Древней Руси, вела профессор Э.С.Смирнова.
2 февраля на утреннем заседании с докладами, посвященными византийскому архитектурному экфрасису, выступили Д.А.Черноглазов (СПбГУ) и А.В.Захарова (МГУ; ГИИ), сопоставившие возможности и приемы литературного описания храмовой постройки с задачами формального анализа архитектуры. Доклад А.М.Лидова (МГУ; Научный центр восточнохристианской культуры) был посвящен иконографии райских рек и ее месту в иеротопии христианского храма. А.Ю.Виноградов (ВШЭ) представил подробную типологию храмов с апсидиолями в византийской архитектуре. О.С.Попова (МГУ; ГИИ) на основе детального стилистического анализа предложила датировку неопубликованного греческого лекционария из Афинской Национальной библиотеки. И.А.Орецкая (ГИИ) ознакомила слушателей с основными памятниками Салерно второй половины XI–начала XII вв. и поделилась наблюдениями относительно общей проблематики его художественной жизни в этот период. Р.В.Новиков (МГАХИ) и П.С.Павлинов (издательство «Белый город») впервые познакомили аудиторию с архивными фотографиями, дневниками и путевыми заметками В.Н.Лазарева и воспоминаниями В.В.Филатова о командировке в Албанию в 1958 г., в ходе которой были открыты и впервые атрибутированы все основные памятники византийской живописи и архитектуры в регионе.
Во время дневного заседания прозвучали доклады, посвященные проблемам художественной культуры средневековой Руси. В них были представлены новые открытия, атрибуции и интерпретации уже известных памятников. Сообщения по истории архитектуры касались русского зодчества эпохи первых Романовых. В докладе Д.А.Петрова (Архитектурные мастерские «Классика») «Архитектура Спасской башни Московского Кремля и архитектура Англии времени Елизаветы I и Иакова I» архитектурные элементы верхнего яруса этой башни, возведенного в 1624–1625 гг., были сопоставлены с формами британской архитектуры второй половины XVI–первой трети XVII вв. Докладчик показал, что английский зодчий, надстроивший главную башню Московского Кремля, использовал как традиционные, так и редкие формы английского зодчества времен Тюдоров и первых Стюартов, создав на их основе крайне оригинальный и выразительный художественный образ. Ю.В.Тарабарина (ГИИ) обратилась к непростому и важному вопросу о происхождении колоколен с шатровым завершением, со второй четверти – середины XVII столетия ставших одной из главных примет русского архитектурного пейзажа. Докладчик показал, что ранние шатровые звонницы демонстрируют значительное типологическое разнообразие и не образуют единой эволюционной линии, восходящей к конкретному прототипу. В остальных сообщениях рассматривались проблемы истории древнерусской живописи. Доклад А.М.Манукян (Музей русской иконы) продолжил серию работ этой исследовательницы, посвященных вопросам иконографии, стиля и атрибуции одного из самых важных памятников домонгольской Руси – южных и западных врат собора Рождества Богородицы в Суздале. Систематически изучив орнаментальные мотивы в сюжетных композициях суздальских врат, а также декоративные композиции на их пластинах и валиках, А.М.Манукян пришла к выводу о том, что западные врата представляют собой единый комплекс, а не комбинацию элементов нескольких дверей. Отличия между орнаментальным декором западных и южных дверей суздальского собора исследовательница объясняет тем, что эти произведения, созданные одновременно, исполняли две группы мастеров, работавших в разных манерах и, возможно, использовавших разные образцы. Э.С.Смирнова (МГУ; ГИИ) выступила с сообщением «Тема христианского просвещения в миниатюрах новгородской Симоновской Псалтири (ГИМ, Хлуд. 3) второй четверти XIV века». В нем рассматривалась группа иллюстраций малоизученного русского лицевого кодекса, имеющего уникальную иконографическую программу. По мнению Э.С.Смирновой, миниатюры Псалтири, посвященные теме приобщения народов к истинной вере, могут восходить к иллюстрациям утраченного манускрипта XI в. – времени христианизации Руси и Новгорода. Н.Н.Ермакова (ГТГ) представила результаты недавних исследований иконы из собрания ГТГ «Икона «Христос с апостолами», происходящей из села Иловня близ Рыбинска, которая долгое время считалась русским памятником и связывалась с искусством Ростова. Технико-технологическое изучение образа, а также его иконографический и стилистический анализ показали, что икона Спаса является произведением позднепалеологовской живописи, созданным за пределами Руси. Эти выводы подтвердились благодаря обнаружению ранее не известных данных о происхождении иконы из крымского монастыря св. Георгия в Балаклаве. В Иловню, имение графа А.И.Мусина-Пушкина, образ попал в 1790-е гг. благодаря Г.А.Потёмкину и новгородскому митрополиту Гавриилу (Петрову). Заседание завершилось докладом А.Г.Баркова (Музей-заповедник «Московский Кремль») о недавних исследованиях в алтарной части Успенского собора. Обнаруженные фрагменты первоначальной росписи храма, исполненной в начале 1480-х гг., позволяют уточнить представления об иконографии сохранившихся композиций и о стилистических особенностях одного из важнейших ансамблей московской живописи позднего XV в.
Второй день конференции (3 февраля), который был посвящен классическому искусству Запада, открылся докладом В.Г.Басса (Европейский университет, Санкт-Петербург) «Стандарт и свобода: форма, композиция, функция в отечественной театральной архитектуре первой половины XX века». Исследователь поделился размышлениями, возникшими в ходе подготовки выставки «Мир – театр. Архитектура и сценография в России» в ГНИМА имени А.В.Щусева, о влиянии социальных перемен, реформаторских режиссерских идей и решений и актуальной театральной практики на приемы и типологию зрелищных сооружений на Западе и в России. А.С.Егоров (ММСИ) систематизировал иконографические темы и сюжеты, которые наполняли пространство германских и нидерландских позднесредневековых ратуш, задавая нравственные ориентиры городским магистратам (сцены Страшного суда, исторические сюжеты, являющие примеры правосудия, тема Девяти доблестных и др.). Доклад Ю.Е.Ревзиной (МАРХИ) был посвящен сложению системы крепостей вокруг Венеции – на островах Средиземного моря и Адриатическом побережье – и проблеме художественного осмысления фортификационных сооружений. Иконографические аспекты архитектуры, в данном случае – загородной и парковой, оказались в центре внимания и двух докладчиц из Московского университета: М.В.Соколовой, чье сообщение было посвящено английским усадебным домам в стиле «королевы Анны», и Е.С.Кочетковой, которая сопоставила между собой два «литературных» парка – «Маленькую Спарту» Яна Гамильтона Финлея и «Sacro Bosco» в Бомарцо Вичино Орсини, выбрав в качестве ключевого мотива звучащую в обоих парках тему одиночества и тревоги. Доклад С.С.Ванеяна был посвящен теории церковного искусства в трудах Отто фон Симсона.
В начале дневного заседания московские исследователи поделились первыми результатами своих текущих проектов, связанных с изучением некоторых значимых ренессансных памятников из отечественных собраний. В.А.Расторгуев (ГМИИ) подробно рассказал о сложении корпуса произведений Мино да Фьезоле, одного из наиболее загадочных скульпторов раннего флорентийского Возрождения, спорных атрибуциях и других проблемах исследования его творчества, с которыми пришлось столкнуться в ходе составления каталога коллекции ГМИИ имени А.С.Пушкина. Е.А.Ефимова (МГУ) очертила контекст, в котором предстоит изучать альбом итальянских архитектурных рисунков Destailleur B из коллекции Научной библиотеки Государственного Эрмитажа, указав на его источники, возможные прототипы и очевидные копии, сделанные с этой рукописи. Н.Ю.Чамина (ВШЭ) увлекательно рассказала о взаимоотношениях художников и их высокопоставленных заказчиков Риме XVII в. и о специфической практике меценатства кардинала Шипионе Боргезе. И.А.Доронченков (Европейский университет, Санкт-Петербург) на материале художественной литературы и критики – статей С. Маковского, А.Бенуа, П.Муратова – живо обрисовал панораму суждений, оценок и мнений, возникших у русского зрителя начала ХХ в. по поводу новой французской живописи из коллекций С.Щукина и И.Морозова и личностей самих собирателей-оригиналов. В докладе М.Ю.Торопыгиной (ВГИК) были рассмотрены восходящие к классической живописи и кинематографу мотивы и иконографические схемы, использованные Ларсом фон Триером в картине «Меланхолия». В конце заседания прозвучал доклад Т.Д.Карякиной (МГУ) о влиянии естественнонаучных интересов эпохи Просвещения на тематику европейской фарфоровой пластики XVIII в.
Конференция завершилась выступлением декана исторического факультета профессора И.И.Тучкова - бессменного организатора и модератора "Лазаревских чтений", который отметил разнообразие тематики докладов и поблагодарил ее участников.
В рамках конференции были представлены материалы "Лазаревских чтений" 2012 г., опубликованные в минувшем декабре. По итогам нынешней конференции также планируется издание сборника статей.
нажмите на афишу для просмотра