Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Научные публикации

Для просмотра детального описания нажмите на слова "подробная информация" или на название публикации

Публикации показаны в каталоге по убыванию – от недавних к более ранним.

Смирнова Э.С. "Смотря на образ древних живописцев". Тема почитания икон в искусстве Средневековой Руси. - М.: Северный паломник, 2007.

подробная информация
Книга посвящена мотиву "иконы в иконе", т.е. изображениям сакрального образа в составе разных сцен вносят значительный вклад в раскрытие своеобразия древнерусской живописи. Выясняется, что в русском искусстве существовал целый пласт сюжетов, слабо представленных в других регионах православного мира. Эти сюжеты не в словесной, а в убедительной визуальной форме раскрывали идею святости икон и истинности иконного образа. К числу подобных явлений, знаковых для русского искусства, относятся многочисленность икон "Спас Нерукотворный" с надписями "Образ Нерукотворенный" (т.е. возникший без участия рук человеческих, вместо византийского указания на ткань-реликвию); распространение образа евангелиста Луки, пишущего икону Богоматери не в одиночку, а с помощью Божественной Премудрости; изображения чудес, творящихся через посредство икон Христа, Богоматери, общехристианских и русских святых; особые циклы, посвященные истории русских чудотворных икон. Обнаруженные особенности указывают на исключительное отношение русской культуры к иконному образу, остро воспринимаемому и как средство контакта с горним миром, и как один из способов наставления в вере, и как чудотворящая святыня. В 2011 году Э.С. Смирнова получила за эту книгу Ломоносовскую премию второй степени.

Смирнова Э. С. Иконы Северо-Восточной Руси. Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина. Середина XIII – середина XIV века. – Москва, 2004. – 512 с.

подробная информация

В истории русского средневекового искусства есть период, который до сих пор остается самым темным и малоизученным. Это столетие от середины XIII до середины XIV в., между татарско-монгольским нашествием и возвышением Москвы при митрополите Алексие и великом князе Дмитрии Ивановиче Донском. В обеих «Историях русского искусства», выпушенных при участии И. Э. Грабаря, этот период не получил освещения. Единственным регионом, которому исследователи отводили активную культурную роль в XIII–XIV вв., долгое время оставался Новгород.

Новизна современного этапа в изучении русского искусства середины XIII – середины XIV в. состоит в появившихся возможностях заполнить лакуну и показать преемственность искусства зрелого XIII в. по отношению к искусству домонгольских центров и возродившегося после татарского нашествия Ростова. Новые возможности возникли в связи с новыми находками и развитием мировой византистики. Хронологические рамки отраженного в книге периода трудно определить в виде конкретных дат. В качестве его нижней границы можно указать приблизительно 1250-е годы, когда намечаются первые признаки восстановления культурной жизни. Верхней же границей служит начало правлении Алексия (1354–1378), т. е. тот период, когда на Руси, особенно в Москве, уже готовился необычайный художественный расцвет, по времени соответствующий так называемому позднепалеологовскому периоду в византийском искусстве и оставивший после себя целую вереницу выдающихся произведений иконописи.

Географические границы исследования носят несколько размытый характер. Для данной работы наиболее важны памятники тех земель, которые некогда составляли ядро великого княжества Владимирского, но после кончины Всеволода Большое Гнездо стали быстро дробиться. В книге собраны произведения из музеев разных городов России. Многие иконы совсем недавно попали в поле зрения исследователей. Наряду с иконами в книгу включены три уникальные лицевые рукописи. Эти произведения впервые позволяют охарактеризовать художественную жизнь большого края, который сыграл выдающуюся роль в становлении искусства Москвы и русской традиции в целом.


Евангулова О.С. Московская архитектура и ее создатели (первая половина XVIII века). М.: Прогресс-Традиция, 2014. 432 с.

подробная информация
Книга состоит из ряда очерков, посвященных зодчеству Москвы еще недостаточно изученного периода первой половины XVIII столетия.  Исследование имеет специфический уклон. Он предполагает характеристику не только самих памятников, но и личностей, непосредственно инициировавших их создание, а фактически соавторов – царственных и обладающих большими возможностями  именитых заказчиков – Петра I, императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, А.Д. Меншикова,  братьев Гагариных, П.И. Ягужинского, четы Головкиных и других. Важнейшая особенность привлекаемого материала состоит в том, что за исключением нескольких сильно перестроенных и изменившихся до неузнаваемости церквей и дворцовых зданий, рассмотренные в книге сооружения  давно не существуют. Сознавая это, опираясь на графические и письменные архивные и музейные источники, а также привлекая  воспоминания современников, автор стремится донести до читателя облик когда-то существовавшего города, неизмеримо более полнокровный и красочный, нежели тот, что мы наблюдаем сегодня. В этом отношении книга может заинтересовать не только специалистов, но самый широкий круг читателей, почитающих отечественную старину и московские достопамятности. Издание осуществлено при финансовой поддержке Департамента СМИ и рекламы г. Москвы.


[10 - 12 из 25]

Научная активность

Отражение научной деятельности сотрудников кафедры в системе "Истина"


Национальная библиографическая база данных научного цитирования РИНЦ