Новости кафедры
12 сентября 2024 года к.иск., доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ С.В. Хачатуров принял участие в очередном выпуске программы "Наблюдатель" на телеканале "Культура".
Поводом для разговора искусствоведов послужила выставка "Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2", которая проходит в Доме культуры "ГЭС-2" с 20 июня по 27 октября 2024 года.
Кураторы выставки (Франческо Бонами и Зельфира Трегулова) убеждены, что все искусство XX века выводится из "Чёрного квадрата" как русская литература – из гоголевской "Шинели". Можно ли считать, что это произведение стало своеобразным триггером, который освободил художников от необходимости подражать природе и побудил их конструировать в своих картинах новый мир, который отражает сегодняшнее понимание концепции мироздания?
Учитывая, что в конце XX и XXI веков зритель оказывается уже не просто перед художественным произведением, а как бы "внутри него", по сути превращаясь в "соавтора" картины, С.В. Хачатуров отметил, что знаменитая работа Малевича важна тем, что "максимально радикализирует позицию зрителя как художника". То есть зритель, гляда на полотно, сам волен конструировать какие угодно миры. Подлинный ключ прочтения авторской работы скрыт ее создателем. Эта картина - знак, символ, в котором скрывается огромное количество смыслов.
Помимо "Черного квадрата" на выставке представлены еще около 260 "четырехугольников" разных авторов. О том, какие "рифмы" с произведением Малевича можно увидеть в полотнах Айвазовского, акционизме Пригова, лежащем человеке Гормли, QR-коде и еще сотне других работ, вы узнаете из видезаписи передачи, которую мы предлагаем вашему вниманию:
В передаче приняли участие искусствоведы З.И.Трегулова, С.А. Фофанов, М.А. Каменский, С.В. Хачатуров. Ведущий передачи – С.М. Соловьев.
В разделе "Искусство" на сайте проекта "Colta.ru" появилась новая рубрика - "Куратор у микрофона". Ее цель - прояснить современные методы кураторской работы, рассказать о разнонаправленных выставках-исследованиях, подсветить некоторые имена последних лет и вообще поставить вопрос о пределах независимости куратора в современном искусстве и источниках фантазии, которыми мы располагаем. Открывает рубрику разговор с к.иск., доцентом кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ С.В.Хачатуровым
|