Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Новости кафедры

14.10.2019 Цикл лекций Антонио Корсо "Memory of Ancient art in the Middle Ages"  5715 

Цикл лекций Антонио Корсо "Memory of Ancient art in the Middle Ages"

8-14 октября 2019 года на историческом факультете МГУ профессор Итальянской археологической школы (Афины), доктор Антонио Корсо (Antonio Corso) прочитал лекционный курс "Memory of Ancient art in the Middle Ages" [Классическая традиция в средневековом искусстве].

Доктор А.Корсо - крупнейший специалист в области классической археологии, филологии и истории искусства, автор многочисленных публикаций, посвященных вопросам атрибуции и интерпретации античной скульптуры, античной художественной критике и архитектурной теории. Он неоднократно бывал в России, участвовал в научных конференциях в Москве и Санкт-Петербурге. В 2016 и 2017 годах на историческом факультете МГУ им были с успехом прочитаны циклы лекций по искусству Древней Греции и Древнего Рима.

В этом году профессор А.Корсо представил вниманию слушателей новый авторский цикл о судьбах классической античности в средние века. В ходе лекций сопоставлялись греческие и латинские источники, античные и средневековые, прослеживались их преемственность и различия. По их сведениям, можно в определенной мере восстановить, какие памятники античности были известны средневековью непосредственно, поскольку находились в коллекциях древностей или общественных пространствах, а какие - лишь косвенно, по описаниям и упоминаниям. Таким образом, слушатели курса получили возможность прочувствовать интеллектуальную атмосферу отдельных исторических эпох через призму рецепции античности.


Фоторепортаж о лекциях в медиатеке нашего сайта

Так, материал так называемого "Салмазиева сборника" демонстрирует сохранение особого, возвышенного отношения к античной культуре при дворе вандальских королей Карфагена. Исидор Севильский в "Этимологиях" уделяет особое внимание воспроизведению и комментированию типологии древнеримских сооружений - уже не имевшей особого отношения к реальным строительным практикам в VII веке, но обрисовывающей систему представлений и ценностей античной архитектуры. Именно в этот момент формировалось особое отношение к Витрувию как к главному авторитету в архитектуре древних.

На лекции, посвященной памяти об античном искусстве в Константинополе в период так называемых "темных веков", А.Корсо много рассуждал об отношении византийцев к античным статуям, которые нередко наделялись магическими свойствами, а также об отношении к фигуре Фидия. В разговоре о времени Каролингов профессор проследил восприимчивость средневековой архитектуры к античному наследию на неожиданном материале: проанализировав особенности устройства монастырских клуатров, подчеркнул их связь с античными перистилями, а не атриумами раннехристианских церквей.


В период правления Македонской династии античное искусство в Константинополе было представлено как оригинальными памятниками (выставленными, например, на Ипподроме и форуме Константина), так и в письменных источниках. Однако знания о знаменитых антиках порой передавались в искаженном виде. Разговор о восприятии античного наследия в определенных слоях византийской элиты завершился анализом источников эпохи Комнинов.

Развивая тему восприятия античного искусства средневековым Западом, отдельную лекцию А.Корсо посвятил знаменитым римским статуям, входившим в папское собрание и выставлявшимся во дворе Латеранского дворца (среди них "Мальчик, вытаскивающий занозу", "Капитолийская волчица", конная статуя Марка Аврелия, "Брут Капитолийский", которые теперь хранятся в Капитолийских музеях). Многие из них были доступны для осмотра, а их описание вошло в "Рассказ Магистра Григория о чудесах города Рима" – важный источник XII века, позволяющий судить о восприятии римских древностей на Западе в эпоху высокого Средневековья.

Курс завершился разговором о рецепции античного искусстве в культуре Италии на пороге Возрождения.

Репортаж подготовлен сотрудниками кафедры всеобщей истории искусств к.иск., доцентом Т.П.Кишбали, к.иск., старшим преподавателем Н.А.Налимовой и аспиранткой кафедры А.Е.Меденниковой.



Назад к списку новостей

Новые издания

нажмите на обложку для просмотра

Посмотреть весь каталог публикаций

Истфак в СМИ

Косморама, или Проклятие и счастье прозрения истории. Кураторская лаборатория Сергея Хачатурова
В разделе "Искусство" на сайте проекта "Colta.ru" появилась новая рубрика - "Куратор у микрофона". Ее цель -  прояснить современные методы кураторской работы, рассказать о разнонаправленных выставках-исследованиях, подсветить некоторые имена последних лет и вообще поставить вопрос о пределах независимости куратора в современном искусстве и источниках фантазии, которыми мы располагаем. Открывает рубрику разговор с к.иск., доцентом кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ С.В.Хачатуровым

Другие новости и интервью, опубликованные в СМИ