Новости кафедры
25 марта 2019 года в холле 4 этажа Шуваловского корпуса МГУ состоялось открытие выставки "Православные деревни Уганды" на которой представлены фотографии, к.и.н. доцентa кафедры этнологии А.В.Туторского и студента 1 курса магистерской программы "Этнология" И.А.Бурцева, сделанные ими в ходе экспедиционного выезда в Республику Уганда в июле-августе 2018 года.
Поездка состоялась в рамках проекта "Православные и старообрядцы в Уганде: социокультурные процессы в африканских христианских общинах" (руководитель проекта - чл.-корр. РАН, д.и.н., профессор Д.М.Бондаренко).
За помощь в организации экспозиции ее авторы выражают благодарность члену союза фотохудожников России Н.И.Макаренко.
На открытии выставки присутствовали президент исторического факультета, академик РАН, профессор С.П.Карпов, заведующий кафедрой этнологии, профессор Д.А.Функ, преподаватели кафедры этнологии МГУ, участники проекта "Православные и старообрядцы в Уганде: социокультурные процессы в африканских христианских общинах", студенты, сотрудники и гости исторического факультета.
В начале XX века Уганда стала колыбелью православия в Африке южнее Сахары. Англиканин по имени Реубен Мукаса обнаружил в словаре слово "Orthodoxy" и заинтересовался его значением. Там было написано: "истинная Церковь, матерь-Церковь". Он показал это своим друзьям, и они вместе начали разыскивать сведения о православии. Вскоре сложилась первая православная община в "чёрной" Африке. В 1946 году, спустя почти двадцать лет, многочисленные православные сообщества Уганды и Кении были приняты в полное каноническое общение Александрийским патриархатом. Сегодня в Уганде насчитывается уже более 100 православных общин.
Авторы выставки побывали в трёх деревнях. В той из них, где проживает больше всего православных и есть храм, местные советы (local council) возглавляют два православных бигмена. Многие прихожане крещены с детства, воспитаны в православных семьях.
Иннокентий Александрович Бурцев
студент магистерской программы "Этнология" исторического факультета МГУ, один из авторов выставки
"Название выставки "Православные деревни Уганды" на первый взгляд кажется неточным, поскольку из-за хаотичного характера застройки нет чёткого деления на "город" и "деревню".
Кроме того, нельзя однозначно сказать, является ли тот или иной житель "православным". Например, одна пожилая прихожанка, будучи крещённой в детстве, вышла замуж за мусульманина и приняла его веру. Овдовев, она стала ходить как в православный храм, так и в мечеть и сейчас воспитывает детей из православного приюта.
Но то, что православная церковь в Уганде существует - совершенно очевидно. Большинство прихожан крещены и участвуют в божественной литургии. Более того, православные приходы создают вокруг себя целую социальную систему. Через церковь приходит гуманитарная помощь. С ее же помощью организовано и медицинское обслуживание. Община основывает детские сады и школы. При многих церквях действуют детские дома и приюты, организуются советы матерей и молодежи. При храмах создаются предприятия, где прихожане ведут совместную деятельность: плетут корзины на продажу или открывают парикмахерскую.
Таким образом, "Православные деревни Уганды" – это территории, в которых есть православная община, создающая вокруг себя жизнь. Жизнь в первую очередь духовную, потом уже социальную. Эту особенность мы и стремились отразить в данной экспозиции."
Дмитрий Анатольевич Функ
д.и.н., профессор, заведующий кафедрой этнологии исторического факультета МГУ
"Фотовыставка, посвященная представлению некоторых результатов или, скорее, впечатлений, полученных в ходе поездки сотрудников и студентов кафедры в Уганду, и работе с местными сельскими православными жителями, важна по нескольким причинам.
Во-первых, это добротное - по качеству фотоматериалов и логичности "фотоповествования" - продолжение кафедральной традиции фотоотчетов последних лет, которые мы делаем регулярно и делаем не столько для себя, сколько для всех коллег по факультету и университету. До этого были чудесные выставки "Целина", "Голоса Алтая", "Рисунки Н.Н.Миклухо-Маклая: диалог сквозь века", "Genius loci: этнографическая экспедиция и рождение научной темы", "Сахалин глазами этнолога" и целый ряд других, не менее профессиональных презентаций.
Во-вторых, это демонстрация широты исследовательских интересов наших сотрудников, аспирантов, студентов. Африканские исследования лишь в прошлом году стали постепенно обретать на кафедре некие очертания. Кроме поездки в Уганду, это и двухмесячное полевое исследование магистрантки Алисы Балихиной в Потчефструме (ЮАР), собравшей десятки, если не сотни интервью, ментальных карт и иных материалов, позволяющих обоснованно рассуждать о практиках безопасности молодежи. Это и подготовка к совместной экспедиции в Африку этой осенью с физическими антропологами МГУ. Это также договор с коллегами из университета Кельна (а это крупнейший в Европе центр социально-антропологического изучения Африки), который даст возможность нашим немецким коллегам появляться у нас в гостях с лекциями, а нашим студентам – семестр-другой проводить на кафедре социальной антропологии в Кельне.
Уверен, что при некоторой настойчивости и небольшой толике везения африканское направление сможет занять вполне достойное место в кафедральных исследованиях.
Дмитрий Михайлович Бондаренко
член-корреспондент РАН, д.и.н., профессор, заместитель директора по научной работе Института Африки РАН, выпускник кафедры этнологии исторического факультета (1990 год)
"Выставка свидетельствует о том, что истфаку африканистика не чужда. Конечно, исторический факультет - не ИСАА, и поэтому Африка - не его "профиль", но кафедра этнологии всегда отличалась широтой интересов.
Полевое исследование авторов экспозиции стало частью более широкого проекта, выполняемого с 2017 года на базе Института Африки и направленного на анализ процессов, протекающих в малоизвестных религиозных группах населения Уганды, ранее практически не изучавшихся этнографами. Его результаты по своему значению выходят далеко за рамки этих сообществ и даже Уганды в целом: научная значимость проекта заключается в том, что сделанные в его ходе выводы существенно углубляют понимание исторической динамики феномена африканской религиозности на фоне и в контексте столкновения глобализационных и антиглобализационных тенденций современного социокультурного развития.
Очень хорошо, что исторический факультет и, в частности, представители кафедры этнологии принимают участие в этом исследовании. Хочется надеяться, что новые полевые проекты в Африке с их участием - дело недалекого будущего."
Новость об открытии выставки на информационном порталe "Русский мир".
К 90-летию убийства Сергея Кирова, которое произошло 1 декабря 1934 года, «Лента.ру» взяла большое интервью у к.и.н., доцента кафедры истории общественных движений и политических партий исторического факультета МГУ А.В. Гусева. В первой части беседы он рассказал, могли ли в начале 1934 года в Кремле сместить Сталина и заменить его на Кирова, что случилось на XVII съезде ВКП(б) с пропавшими бюллетенями для тайного голосования и почему в течение 1934 года в СССР недолго сочетались тенденции к либерализации большевистского режима и к его ужесточению.
|