Новости кафедры
Летом 2024 года Смоленская археологическая экспедиция кафедры археологии исторического факультета МГУ возобновила раскопки Центрального городища в Гнёздове. Это один из важнейших центров формирующегося Древнерусского государства на пути из Варяг в Греки, расположенный в 13 км к западу от Смоленска, ниже по течению Днепра, на мысу при впадении небольшого правого притока реки – ручья Свинец. Очередной этап исследований обусловлен нерешенностью ключевых вопросов истории укрепленного поселения: характере его фортификационных сооружений, планиграфической структуре, наконец – месте и роли городка в масштабах всего огромного Гнёздовского археологического комплекса.
Работы 2024 года были сосредоточены на решении проблемы ранних укреплений городища. В ходе раскопок 1973-1974 гг. было высказано предположение о существовании линии земляных фортификаций, ограничивающей небольшой по площади мысовой участок городища. Согласно гипотезе, в ходе развития поселения эти укрепления были засыпаны ради расширения территории и новая система обороны возведена восточнее – на том месте, где она известна нам сейчас. Поскольку материалы, полученные в 1970-е гг., не давали однозначного ответа, исследования были продолжены.
Новые раскопки позволили сделать целую серию неожиданных открытий. Во-первых, была опровергнута идея о существовании раннего фортификационного рва. Объект, впервые затронутый в 1973 году, оказался огромным округлым котлованом, заглубленным в почву не менее чем на 5 м. На глубине 3-х метров в нём был расчищен фрагмент сгоревших деревянных конструкций настила, функция которого пока не ясна. Древний настил завален грунтом, исключительно насыщенным углем, что указывает на существование крупного деревянного сооружения, сгоревшего в пожаре и обрушившегося вовнутрь котлована. В 2024 году деревянный пол был вскрыт лишь на небольшом участке размером 4х2 м., доски прослежены в бортах раскопа и несомненно, что основная площадь настила ещё остается неизученной. Также пока не ясно, что скрывается под ним. Выводы о назначении обнаруженного сооружения пока преждевременны. Лишь одно не вызывает сомнений – конструкции, выявленные в раскопе 2024 года, обнаружены в Гнёздове впервые и их изучение позволит по-новому взглянуть на Центральное городище. Необходимо продолжение работ, что, учитывая, значительную глубину залегания объекта, обещает стать нетривиальной задачей.
Помимо интригующих деревянных конструкций благодаря тотальной промывке культурного слоя на ситах в раскопе было обнаружено около 1400 находок, раскрывающих материальный мир эпохи. Основная часть коллекции – стеклянные, каменные и даже керамические бусы, привезенные из дальних уголков Средневекового мира – главным образом, Восточного Средиземноморья и Северной Африки, но также Скандинавии и Центральной Азии. О торговых контактах свидетельствуют почти 30 арабских монет, преимущественно ранних, отчеканенных в 8–9 вв. Монеты обычно хранили в небольших запашных сумочках, ремни которых могли быть украшены чеканными металлическими бляшками-накладками. В этом году была найдена целая серия таких ременных бляшек, несомненно, образующих набор. Одна из накладок уникальна. На её поверхности владелец сумки или изготовивший её мастер прочертили схематичное портретное изображение – личину. Не исключено, что это автопортрет.
В раскопе было сделано ещё много редких находок: миниатюрные весы и две весовые гирьки к ним, славянские височные кольца, трехрогая подвеска-лунница, ранневенгерская серебряная с золочением поясная бляшка, переделанная в подвеску, обломок металлического наконечника ножен меча и даже миниатюрная металлическая статуэтка оседланной лошади. Встречены тигли для литья цветного и драгоценного металла, шиферные и глиняные пряслица, ладейные заклепки, металлические пуговицы, ключи, другие бытовые предметы и, конечно, огромное количество керамики и костей животных.
Из слоев XVII века, относящихся к в польскому периоду истории Гнёздова, происходят кирпичи из построек резиденции католического епископа Петра Парчевского, красивые печные изразцы и даже каменный уголь, которым топились печи.
Результаты раскопок 2024 года поставили много вопросов, итоги исследований подводить рано. Исследования подтвердили перспективность дальнейшего полевого изучения Центрального городища Гнёздова и значительный научный потенциал его культурного слоя на участках, которые считались изученными по ранее проведенным раскопкам. Работа на современном методическом уровне способна давать здесь качественно новые и нередко неожиданные результаты.
На Ставрополье еще немало мест, которые могут пролить свет на тех, кто тысячи лет жил на этих землях. Какие еще секреты надежно укрыты в земле. Корреспондент ИА "SmNews" побеседовал на эту тему удалось с д.и.н., заведующим кафедрой археологии исторического факультета МГУ, руководителем Ставропольской экспедиции, доцентом А.Р. Канторовичем. Его рассказ погружает в тайны древности и позволяет проследить цепочку событий, благодаря которым нынешние жители Ставрополья могут представить, что происходило на их родине.
|