8 апреля 2023 года на историческом факультета МГУ состоялась традиционная Полевая отчетная сессия кафедры этнологии, в ходе которой были подведены итоги полевого сезона 2022 года и намечены экспедиционные планы на лето 2023 года.
Семинар открыла заведующая кафедрой этнологии, д.и.н. О.Е. Казьмина, подчеркнувшая важность экспедиционной составляющей подготовки студентов-этнологов. Затем были представлены доклады по тем секциям, соответствующим полевым этнологическим практикам 2022 года – Поволжской, Севернорусской и Московской. Затем руководитель каждой практики представил концепцию и задачи экспедиций 2022 года.
Поволжская секция началась докладом руководителя Поволжской полевой практики, к.и.н., ассистента Г.Ю. Устьянцева (соруководитель практики – м.н.с. Г.А. Никитина), проходившей в 2022 году в Чувашской Республике и Республике Марий Эл. В докладе были освещены основные задачи полевого исследования, география маршрутной экспедиции, состав её участников и категории информантов, основные результаты полевого сезона.
Далее с докладом "Тематика смерти в социокультурных практиках восточных марийцев. Табуирование и дозволенность" выступил студент IV курса Артём Ананьев. Он осветил основные проблемы сбора и изучения фольклорных текстов, связанных со смертью и её визуальными образами в локальной традиции. В докладе было раскрыто восприятие информантами культа предков и погребально-поминальной обрядности.
Севернорусская секция была представлена сообщениями руководителя практики к.и.н., доцента А.В. Туторского и трёх студентов. Андрей Владимирович отметил преемственность тематики студенческой практики 2022 года с исследовательскими направлениями Севернорусской экспедиции 2 половины XX века. Он также подчеркнул, что эта практика работает стационарным методом.
Студент IV курса Владимир Андрющенко выступил с докладом на тему "Трансформация святочной традиции на Русском Севере: кто сейчас славит в деревне?". На примере полевых интервью 2022 года он продемонстрировал ключевые тенденции развития обряда славления в Лешуконском районе Архангельской области: ретрадиционализация через внедрение в обряд т.н. "старинных" элементов, взятых из сети Интернет и нарастание развлекательной составляющей. В докладе магистранта 1 курса Анастасии Мартыновой "Антропология народного хора" была прослежена история народного хора одной из деревень Лешуконского района, а также указано на двусмысленность понятия "традиционные песни" применительно к репертуару хора, поскольку в него входят авторские песни советского времени. Выступление магистранта 2 курса Чжан Яхань "Хроника коронавируса и отношение к пандемии на Русском Севере" было посвящено восприятию государственных мер, связанных с противодействием коронавирусной инфекции в Лешуконском районе Архангельской обл. Докладчица отметила серьёзную гендерную разницу в нарративах о коронавирусе у жителей села.
Московскую секцию открыло выступление руководителя практики к.и.н., старшего преподавателя М.Н. Архиповой (соруководитель московской практики 2022 – к.и.н., преподаватель А.Е. Солдатова). Она рассказала о целях и задачах летней этнологической практики в Москве и специфике работы студентов-этнологов в условиях мегаполиса.
В исследовании "Родительский контроль как элемент образовательной стратегии жителей Москвы и Московской области" студентка IV курса Анастасия Копаева проанализировала, как современные родители школьников трактуют свой практически постоянный контроль за учёбой и домашними заданиями детей, лейтмотивом этих трактовок была помощь, без которой, по мнению родителей, детям будет трудно в школе и во взаимоотношениях с учителями. В совместном докладе студентов V курса Марины Васюковой и Екатерины Шикулиной "Образ учителя в представлении родителей московских школьников" авторы осветили особенности взаимоотношений родителей и учителей в современной школе, выделили основные критерии "хорошего" учителя, с точки зрения информантов. В выступлении выпускницы кафедры Анастасии Жариковой "Усадьба Быково как «третье место» по Р. Ольденбургу" освещалась деятельность волонтерских организаций, работающих в подмосковной усадьбе Быково. Был поставлен вопрос, насколько понятие "третьего места" применимо к волонтерским движениям.
Доклады вызвали большой интерес у собравшихся и сопровождались многочисленными вопросами и оживленными дискуссиями.
В работе семинара приняли участие преподаватели и студенты кафедры этнологии, а также студенты II курса бакалавриата, планирующие специализироваться по этнологии и антропологии.