Новости кафедры



Ученые исторического, геологического, химического и биологического факультетов МГУ продолжают изучение уникальных артефактов, связанных с языческой и христианской культурой средневековой Руси. Исследования проводятся в рамках проекта "Христианские и языческие древности средневекового Новгорода в свете междисциплинарных исследований", выполняемого участниками Научно-образовательной школы МГУ "Сохранение мирового культурно-исторического наследия".
На этот раз их внимание было уделено необычной находке – металлической головке булавки в виде птицы, обнаруженной в ходе исследований Новгородской археологической экспедиции МГУ на Троицком раскопе в слое второй половины XII – рубежа XII–XIII вв.

Булавка, обнаруженная на Троицком раскопе сохранилась фрагментарно: полностью обломан стержень и часть отростков-оперения на голове птицы. Восстановить целостный облик украшения удалось с помощью случайной находки, хранящейся в фондах Новгородского музея-заповедника. Птица изображена в профиль, детали декора на обеих сторонах полностью совпадают.

Сразу же была определена видовая принадлежность птицы, венчающей навершие булавки: это изображение павлина (Рavo cristatus) – существо, обладающее исключительными природными свойствами, благодаря своему роскошному оперению.

Е.В. Ениосова
к.и.н., доцент кафедры археологии

Уже в античную эпоху павлины приобрели статус священной птицы и одного из атрибутов райского сада. Христианская и исламская изобразительные традиции заимствовали образы павлинов у источника жизни – фонтана с водой или дерева в античном и сасанидском искусстве. И для язычников, и для христиан павлин был символом бессмертия, обновления и возрождения, так как, согласно Священному Писанию, плоть павлина нетленна.
Реалистичные изображения павлинов на булавке с Троицкого раскопа и случайной находке из музейных фондов свидетельствуют о знакомстве мастера с видовыми особенностями диковинной заморской птицы, с ее символическим значением в христианском контексте и, возможно, с апотропейными свойствами.
Образ павлина в прикладном искусстве Византии, мусульманского Востока и Западной Европы отличается устойчивой иконографией. Чаще всего райские птицы изображались в профиль. Фронтальные изображения павлинов в геральдической позе с распущенным хвостом в виде колеса встречаются реже и преимущественно в материалах IX-XII вв.
На территории, относившейся к Древней Руси, изображения павлина были обнаружены в книжных миниатюрах и на некоторых типах предметов. Они, например, присутствуют на бляшках конского оголовья из Супрутского клада первой половины Х в. и на подвесках к женским ожерельям из богатьк погребений Ц-198 и Ц-208 Центральной группы Гнёздовского некрополя (оба погребения совершены в последней четверти Х в.). Рубежом XI-XII вв. датируется прорезная накладка с изображением павлина из материалов Неревского раскопа (Новгород). Там же, но в слое XIV в. обнаружено два медальона барм из легкоплавкого металла с еще более стилизованным изображением птицы, сохраняющей черты павлина, знакомого по более ранним образцам.

Появление райской птицы в орнаменте украшений жительниц Новгорода отражает символическое восприятие мира средневековых новгородцев и сложный процесс отбора и трансформации элементов византийской культуры в новую систему.

В.К. Сингх
руководитель работ на Троицком раскопе, к.и.н., научный сотрудник кафедры археологии

Стоит отметить, что набор обнаруженных вместе с булавкой находок обладает достаточно престижным характером и, в купе с данными берестяных грамот и сфрагистического материала, а также анализом топографического контекста усадебного двора, позволяет говорить о высоком социальном и имущественном статусе владельцев этой усадьбы.
Несмотря на то, что булавка с павлином изготовлена из относительно дешевого и доступного материала, это изделие нельзя отнести к рядовой продукции массового производства. Редкое для новгородского прикладного искусства изображение райской птицы и использование металла, имитирующего серебро, придавали престиж костюму женщины, проживавшей на богатой усадьбе, расположенной в Людином конце средневекового Новгорода.
На кафедре геохимии геологического факультета МГУ был проведен анализ химического состава металла булавки методом масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой (ИСП-МС). Основной аналитической задачей являлся охват широкого перечня элементов, присутствующих в металле образца. Исследование показало, что головку булавки с павлином отлили из практически "чистого олова" с небольшой добавкой свинца (до 5%).
Известно, что в древности и Средневековье чистое олово получали выплавкой из касситеритовых руд месторождений Корнуолла и Девона на Британских островах. Чистота выплавляемого олова зависела, в первую очередь, от качества исходной руды. Минерал, добываемый на юге Англии, содержал микропримеси кобальта, свинца, меди и никеля, вольфрама и ртути; сотые доли золота, серебра и титана. Примеси, обнаруженные в новгородских образцах, и их незначительная концентрация соответствуют характеристикам корнуолльского касситерита и выплавляемого из него металла. С большой долей вероятности можно предположить, что для отливки булавки с головкой в виде павлина использовано чистое олово, поступившее в Новгород с Британских островов.

Е.В. Ениосова
к.и.н., доцент кафедры археологии

При посредничестве торговых партнеров Новгорода – готландцев и ганзейцев — местные ювелиры получали оловянный лом и использовали его для производства литых изделий серебристого цвета: змеевиков, крестиков, булавок, подвесок и перстней. Оловянные слитки в Новгороде пока не обнаружены. Несмотря на относительно высокую стоимость олова, новгородские ювелиры не всегда разбавляли его более дешевым свинцом в целях экономии. Для имитации престижных серебряных изделий гораздо больше подходило чистое олово – блестящий белый мягкий металл, не тускнеющий под воздействием воздуха и воды. При полировке оловянные изделия приобретают сходство с серебром.
В результате комплексного исследования этой находки ученым удалось прояснить вопросы, связанные с символическим значением павлина в христианском контексте и народных верованиях, определить пути проникновения мотива павлина в новгородское прикладное искусство, раскрыть технологию производства булавок и происхождение металлического сырья. Результаты исследования опубликованы в журнале "Археологические вести" (№ 42, 2024).
![]() На Ставрополье еще немало мест, которые могут пролить свет на тех, кто тысячи лет жил на этих землях. Какие еще секреты надежно укрыты в земле. Корреспондент ИА "SmNews" побеседовал на эту тему удалось с д.и.н., заведующим кафедрой археологии исторического факультета МГУ, руководителем Ставропольской экспедиции, доцентом А.Р. Канторовичем. Его рассказ погружает в тайны древности и позволяет проследить цепочку событий, благодаря которым нынешние жители Ставрополья могут представить, что происходило на их родине.
|