08.07.2022В Каповой пещере обнаружены тропа доисторического художника и новые настенные изображения 6446
Летом 2022 года студенты и ученые исторического факультета МГУ, проводящие исследования в Южно-Уральской археологической экспедиции под руководством д.и.н., доцента кафедры археологии исторического факультета МГУ В.С. Житенева, обнаружили в Каповой пещере путь, по которому перемещался художник, творивший примерно 17-19 тысяч лет назад.
Эта тропа расположена в самом большом зале пещеры с палеолитическими рисунками – зале Хаоса.
Путь доисторического художника прослеживается практически через весь зал Хаоса – от места недалеко от панно "Лошади и знаки" с рисунком верблюда, где ранее был обнаружен клад с порошком для приготовления краски, до торцевой стены, на которой изображена знаменитая фигура зооантропоморфа – фантастического существа, сочетающего в себе черты человека и животного. Траекторию его перемещения удалось установить благодаря найденным небольшим каплям, мазкам и пятнам некогда жидкой красной краски, которые тот оставил.
По всей видимости, художник Ледникового периода двигался по пещере не в одиночестве. Кроме частиц пролитой краски, были найдены крупинки порошка для ее приготовления, еще не разведенного водой, а также камни, целенаправленно окрашенные красным – вероятно, следы символических действий.
В этом году в ходе работы экспедиции, которая еще продолжается, удалось увеличить количество следов художественных и изобразительных практик в Каповой пещере примерно на 20%, что является значительным достижением в нашем понимании деятельности человека в подземных святилищах палеолитического времени.
Обнаружить и зафиксировать маршруты передвижения палеолитических людей в пещерах — большая, даже огромная редкость в практике археологов. Подобные "тропинки" известны в очень небольшом числе пещер с палеолитическими настенными изображениями во Франции и Испании. Теперь одной из основных задач становится сохранение этих редчайших свидетельств поведения доисторического человека в подземном святилище.
В Каповой пещере известно несколько тайников: перевернутых окрашенных камней, скоплений краски, иногда заложенных сверху крупными глыбами, чтобы сделать их незаметными для посторонних. Открытие 2022 года впервые позволяет связать подобные скопления краски с настенными изображениями.
В ходе работ также были найдены ранее неизвестные следы художественных практик на стенах пещеры. Особенными их делает цвет изображений – черный и коричневато-бурый, тогда как подавляющее большинство известных сейчас настенных рисунков в Каповой пещере выполнены краской краской.
Большая часть изображений в Каповой пещере – неидентифицируемые пятна красного пигмента, являющиеся частично размытыми фигурами, частично остатками стертых рисунков, частично следами палеолитической изобразительной деятельности неясного происхождения. Они сочетаются с изображениями геометрических знаков, а также лошадей, мамонтов, шерстистых носорогов и бизона, выполненных в стиле палеолитического реализма.
Впечатления студентов – участников экспедиции
Мне посчастливилось оказаться в группе 4 студентов, обнаруживших панно из рисунков на стене Каповой пещеры, расположенное вдоль не самого удобного маршрута, так как мы избрали для исследования наиболее опасную дорогу, которую никто не изучал ранее. Я убедился, что невероятно важно для исследователя – искать истину там, где раньше это не представлялось возможным.
Георгий Зиминстудент I курса
В Южно-Уральской экспедиции существует такой род деятельности как "свободный поиск". Набравшись энтузиазма и получив напутствие от руководителя практики, мы отправились в пещеру. Покопавшись и подняв множество камней в зале Хаоса, мы решили исследовать левую часть пещеры, где не наблюдалось большое количество рисунков. Однако нам улыбнулась удача и мы увидели настенные изображения, отдававшие тёмным пигментом. Естественно, первые эмоции были незабываемыми, так как мы сразу же пошли к В.С. Житеневу и рассказали ему о нашей находке. Как оказалось, это были ранее неисследованные рисунки пещеры!
Алексей Павливкерстудент I курса
В один из обыденных дней я с товарищами, в приподнятом настроении, пошёл в пещеру на свободный поиск. Мы провели много времени в зале Хаоса, поднимая камни в надежде найти следы охры, но в этом плане удача была не на нашей стороне. Все изменилось, когда мы случайно обратили внимание на левую стену зала. Нам удалось обнаружить необычные изображения, и удивление ещё больше овладело нами, когда мы поняли, что это не привычные фигуры, выполненные охрой алого или вишневого цвета, а рисунки созданные темным пигментом.
Тимофей Савиновстудент I курса
То что мы обнаружили следы угля на стене, которые оказались большим панно на половину стены – это чистая случайность. Вместе с тем находка произвела на меня умопомрачительный эффект. И не столько самим своим существованием (возраст изображения еще предстоит выяснить), сколько тем, что я всего лишь поднял глаза вверх и увидел что-то, сделанное человеком, сам что-то обнаружил. Это непередаваемое ощущение!
Степан Чабаненкостудент I курса
Продвигаясь в кромешной тьме по залу Хаоса с фонарями, моя подруга Настя Пашолок заметила на полу камень красного оттенка, впоследствии оказавшимся ожелезнением, но тем не менее открывшим нам вид на ещё одну удобную тропу по пещере, по которой я продолжила путь. Представив, как мог передвигаться по пещере доисторический художник, мы стали искать продолжение этого следа. В итоге мой взгляд привлекла расщелина в большом камне. Внимательно осмотрев ее, я обнаружила внутри скопления порошкообразного пигмента того же цвета, спрятанного древним художником. Я ощутила непередаваемую радость и удовлетворение от работы. В этот момент ты чувствуешь себя причастным к чему-то значимому, важному. Это потрясающе и безумно интересно!
Полина Соколовастудентка I курса
Все началось с одного камня и капелек охры рядом с ним. Мы знали, что в Щели в зале Хаоса есть рисунки на своде под слоем кальцита, поэтому, когда нам (после обнаружения того самого камня) сказали искать поблизости, мы попытались найти логику в расположении этих самых капель. Зал Хаоса действительно заслуживает свое название, поэтому без какой-либо последовательности искать было бы сложно. Вскоре мы поняли, что среди камней прокладывается удобная тропа и стали ее осматривать. Таким мы и нашли следы использования охры.
Анастасия Пашолокстудентка I курса
Свободный поиск по определённому залу пещеры в поисках интересностей — безусловно весьма увлекательное занятие. Тысячи каменных многовековых глыб вокруг и высокие каменные потолки могут несколько пугать, если вдруг остановиться и задуматься об этом на секунду; хотя большую часть времени человек в свободном поиске поглощён своим занятием. Однако был момент, когда группа студентов стеклась из огромного зала Хаоса в одно место; мы все выключили фонарики и замолчали. Мозг, видимо вследствие недостаточного количества информации, начинает воспроизводить силуэты лежащих рядом камней, потолка, лица людей вокруг, и вот это по-настоящему интересное ощущение. Завораживает также осознание того, что найденные капли охры и кости лежат так же, как их оставил человек столь далёкий, что и представить сложно. Стоит отдельно отметить, что время в пещере течёт иначе (чем-то напоминает фильм "Интерстеллар"): проведённые там два часа кажутся получасом или даже меньше.
Ульяна Зарудийстудентка I курса
Конец июня – начало июля я провела в темноте Каповой пещеры и на берегу широкой реки Белой. большую часть практики мое внимание было нацелено на поиски охры, орудий труда и костей животных внутри пещеры. но последние четыре дня единственным местом обитания был бережок, где мы проводили промывку. сперва это занятие кажется монотонным, но спустя время ты начинаешь получать удовольствие и чувствовать умиротворение. Я очень счастлива, что моя первая практика прошла именно в этом интереснейшем уголке нашей страны. .
Арина Масловскаястудентка I курса
Для меня, как будущего искусствоведа, было очень важно поехать именно в эту экспедицию. В Каповой пещере я работала как с открытыми изученными панно, так и с изображениями почти полностью покрытыми кальцитом. Живописные шедевры верхнего палеолита произвели на меня невероятное впечатление. Для меня совершенно неожиданными оказались эффекты, которых достигал художник. Даже сейчас они поражают своим воздействием на человека. Контуры рисунков идеально вписаны в естественные линии облома пещеры, что придаёт им объём. Невероятным образом, рассчитано так, что сломы проходят как раз там, где по логике следовало бы сделать переход на свететеневую объёмную моделировку. Даже в ярком прямом белом свете фонаря, они не утрачивают своих практически кинематографических иллюзорных эффектов.
Елизавета Озерковастудентка III курса (направление "История искусств")
О других находках и открытиях, сделанных в ходе работы Южно-Уральской археологической экспедиции, можно прочитать на нашем сайте.