Новости кафедры

16.11.2021 Участие в VIII Всероссийской исследовательской школе "Русский Север и Арктика: фундаментальные проблемы истории и современности"

Участие в VIII Всероссийской исследовательской школе "Русский Север и Арктика: фундаментальные проблемы истории и современности"

13-15 ноября 2021 представители исторического факультета МГУ приняли дистанционное участие в работе VIII Всероссийской исследовательской школы студентов, аспирантов и молодых учёных "Русский Север и Арктика: фундаментальные проблемы истории и современности (к 310-летию со дня рождения М.В. Ломоносова)", организованной Высшей школой социально-гуманитарных наук и международных коммуникаций Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

Работа школы нацелена на знакомство с деятельностью известных российских ученых, занимающихся проблемами Русского Севера, Арктики и международных отношений в регионе Северной Европы, и служит площадкой для представления студентами, аспирантами и молодыми специалистами тем своих исследований с последующим обсуждением. Продолжая объединять традиции научных школ студентов и молодых ученых — скандинавистов, которые проводились в Поморском государственном университете имени М.В. Ломоносова (в настоящее время – САФУ имени М.В. Ломоносова) в 2001-2020 годы, основной задачей школы является обеспечение преемственности в исследовании истории, политики и культуры Русского Севера, стран Скандинавии, Финляндии, а также Арктики.

Работы школы в 2021 году была поделена на следующие проблемно-тематические блоки:

  • ключевые аспекты истории, источниковедения и культуры Русского и Европейского Севера;
  • северная идентичность;
  • международное сотрудничество и международные отношения в северном измерении;
  • изучение освоения Арктики и Северного морского пути;
  • проблемы миграции;
  • перспективы научных исследований и возможности формирования научных школ.

В пленарном докладе к.и.н., доцента кафедры новой и новейшей истории Е.В. Коруновой "Генеральный секретарь ООН Д. Хаммаршёльд: экспорт шведских политических идей" была подробно проанализирована работа государственного служащего высшей администрации малой страны – Швеции – Д. Хаммаршёльда и нововведения, которые коснулись ООН после назначения его генеральным секретарем. На примере нескольких международных конфликтов выступающая показала, как работала система превентивной дипломатии и внедрялась практика ведения переговоров посредством диалога, переговоров и других ненасильственных средств с личным участием самого Д. Хаммаршёльда.


К.и.н., научный сотрудник кафедры новой и новейшей истории Д.В. Родин принял участие в работе секции "Скандинавские страны и Финляндия: история и международные отношения", где представил доклад "«Северное» и «Восточное Локарно» в советско-финляндских отношениях во второй половине 1920-х гг.". На примере проектов "Северного" и "Восточного Локарно" была продемонстрирована разница во взглядах Хельсинки и Москвы на возможность применения в Северо-Восточной Европе модели обеспечения региональной безопасности по образцу Локарнских соглашений во второй половине 1920-х гг. Докладчик показал, что московской политике "нейтрализации" периметра советских границ, рассчитанной на подписание сепаратных договоров о ненападении с западными соседями, финская дипломатия противопоставляла идею коллективного гарантийного пакта с участием скандинавских и прибалтийских государств. К концу 1920-х гг. интерес Финляндии к проектам «новых Локарно» заметно угас, она переориентировалась на сотрудничество со странами Скандинавии в рамках Лиги Наций. Данный поворот финской внешней политики вполне соответствовал интересам Москвы на поддержание состояния «холодного мира» между СССР и Финляндией.

На секционных заседаниях также выступили молодые студенты и аспиранты кафедры новой и новейшей истории, в чьи научные интересы входит изучение Арктического региона, Скандинавии и Русского Севера.


В докладе аспирантки А.Р. Садомцевой "Позиция Швеции по вопросу Корейской войны 1950-1953 гг." было рассмотрено отношение Швеции к Корейской войне 1950–1953 гг, проанализированы действия этой страны в ООН при принятии резолюций, посвященных корейскому вопросу, а также отношение политических кругов Стокгольма к решениям шведского руководства.

Студентка 1 курса магистерской программы "История Великобритании, германских и скандинавских стран в новое и новейшее время" Н.А. Казикова в докладе "Парламентские выборы 1917 года в Швеции и первая победа СДРПШ" проанализировала итоги выборов в риксдаг, на которых Социал-демократическая рабочая партия Швеции одержала свою первую победу, набрав больше всего голосов. Во ходе выступления были рассмотрены факторы, способствовавшие успеху социал-демократов в период парламентского голосования, а именно, политическая обстановка в Швеции накануне выборов, партийные программы и деятельность разных партий в период предвыборных кампаний.

Доклад студента III курса бакалавриата К.М. Логунова "Э.В. Толль, С.О. Макаров и Ф. Нансен: опыт полярных исследований" был посвящен истории сотрудничества прославленного норвежского исследователя Арктики со своими коллегами из России. В качестве источника были использованы письма на немецком языке из личного архива Нансена, представленного в Национальной библиотеке Норвегии. На примере фрагментов личной переписки между учёными и их близкими выступающий показал, что изучение полярного региона было немыслимо без объединения усилий, опыта, административных ресурсов специалистов из разных стран.

Студентка III курса бакалавриата А.И. Ремизова в докладе "Традиция мыслить неконфликтно как решающий фактор шведской политики неучастия в военных союзах в XXI веке" рассмотрела проблему неучастия Швеции в военных союзах на современном этапе, связав это с особенностью шведов мыслить неконфликтно и долгой традицией нейтралитета, установившейся в качестве внешнеполитической концепции более двухсот лет назад. С момента окончания Второй мировой войны Стокгольм проводил внеблоковую политику, ставя на первое место урегулирование конфликтов путём диалога и сотрудничества. Современная международная повестка требует от Швеции вновь вернуться к обсуждению своей внешнеполитической стратегии и дать ответ, готова ли Швеция вступить в НАТО или же продолжит придерживаться внеблоковой линии поведения.

В работе исследовательской школы в очном и в онлайн-форматах приняли участие более 65 студентов, аспирантов, молодых учёных и известных историков из высших учебных заведений и исследовательских институтов Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Череповца, Барнаула, Тюмени и Архангельска.



- Программа школы.pdf