27 мая 2020 года к.и.н., доцент кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ Е.В. Романова приняла участие в научно-методическом онлайн-семинаре "The Uses of History" [Значение и уроки истории], организованном факультетом международных отношений и Институтом международных отношений и управления МГИМО(У) МИД РФ.
Гостем семинара стал один из ведущих специалистов по истории холодной войны, проблемам "большой стратегии" (grand strategy), автор работ по методологии исторической науки, профессор Йельского университета Джон Льюис Гэддис. Мероприятие прошло в режиме видеоконференции на английском языке.
В качестве центральных на семинаре были рассмотрены проблемы значения истории, закономерности и случайности в историческом процессе. Формат мероприятия предполагал выступление Дж. Гэддиса и его последующее обсуждение с ведущими специалистами по истории внешней политики США и международных отношений из МГИМО(У) МИД РФ, МГУ имени М.В. Ломоносова, ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, Института востоковедения РАН, Института всеобщей истории РАН, Тамбовского государственного университета, Европейского университета в Санкт-Петербурге.
В контексте обсуждения проблемы того, чему учит или не учит история, Е.В. Романова подняла вопрос о целеполагании во внешней политике и релевантности современным реалиям присущего "большой стратегии" восприятия внешнеполитических целей государства как потенциально неограниченных.
В ходе дискуссии участники поделились своими суждениями о способности историка быть объективным, подходами к выявлению причинно-следственных связей в историческом процессе, взглядами на взаимозависимость событий, происходящих на локальном и глобальном уровнях международной системы. Была затронута тема изменений наших представлений о "холодной войне" по мере вовлечения в научный оборот новых документов и правомерности применения термина "холодная война" для характеристики современного состояния российско-американских отношений.
На семинаре прозвучали мысли о постоянном обновлении исторического знания, о стремлении историка к постижению исторической истины как условии для безграничного профессионального роста и о значении университетских курсов истории.