Новости кафедры
14-19 июля 2019 года сотрудники и выпускники кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ приняли участие в работе 15 Международного конгресса исследователей эпохи Просвещения, состоявшегося в Эдинбургском университете (Великобритания) и организованного при поддержке "Британского общества исследователей XVIII века (BSECS) и Шотландского исторического общества по изучению XVIII века.
Наши коллеги представили доклады в двух тематических секциях.
Модератором секции "At the Confluence of Religion and Rationalism: The Enlightenment and Religious Identities" [На стыке религии и рационализма: Просвещение и религиозные идентичности] выступил м.н.с. П.Ю.Князев. В ходе заседания были затронуты такие важные вопросы, как соотношение веры и разума в английской и американской философской и политической мысли эпохи Просвещения, связь просветительских идей с научной революцией раннего Нового времени, а также влияние метрополии на становление мировоззрения американских просветителей.
Доклад выпускницы кафедры новой и новейшей истории, а ныне - к.и.н., доцента кафедры иностранных языков факультета государственного управления МГУ Е.С.Лиозновой "Finding a compromise between religion and science: the views of Rev. Cotton Mather on the future of New England Puritan churches" [В поисках компромисса между религией и наукой: взгляды преподобного Коттона Мезера на будущее пуританских церквей Новой Англии] был посвящен сложной проблеме соотношения веры и разума в американской мысли рубежа XVII-XVIII веков. По мнению докладчицы, в конце XVII века в интеллектуальной жизни Новой Англии наблюдалось две важных тенденции. Во-первых, имели место попытки реформировать духовную жизнь колоний и устройство церквей, во-вторых – шло постепенное распространение научных знаний и идей раннего Просвещения. К примеру, в конце столетия мыслители Нового Света уже были знакомы с идеями И.Ньютона и Дж.Локка. На этом фоне развивались взгляды проповедника, писателя и ученого, преподобного Коттона Мэзера (1663-1728), который оставил немало сочинений на религиозные и научные темы. Докладчица подчеркнула, что Мэзер принадлежал к числу тех мыслителей колониальной Америки, кто осознавал важность научных открытий и пытался показать, что наука и религия совместимы и способны дополнить друг друга.
В докладе "Religious enthusiasm of the "New Lights" vs enlightened theology of the "Old Lights": in search of a new Protestant identity during the First Great Awakening in New England" [Религиозное рвение "новых огней" против просвещенной теологии "старых огней": в поисках новой протестантской идентичности в период Первого великого пробуждения в Новой Англии] к.и.н., доцент И.Ю.Хрулева раскрыла проблему влияния Первого великого пробуждения на протестантские деноминации Новой Англии первой половины – середины XVIII века. Выступающая отметила, что в Великом пробуждении приняли участие представители различных религиозных деноминаций, внутри которых нередко возникали споры и противоречия. Так, группа мыслителей и проповедников, известная как "новые огни", выступала за более активное участие прихожан в решении церковных вопросов и за нововведения в религиозной жизни – их собрания под открытым небом и яркие проповеди привлекали на их собрания все больше новых сторонников. Их оппоненты, "старые огни", представляли не только ортодоксальное духовенство, в их ряды вошли священники, которые испытали влияние Просвещения. Они воспринимали деятельность "новых огней" как "смуту" в религиозной жизни Новой Англии, и призывали к большей строгости в соблюдении религиозных обрядов.
Завершил череду выступлений доклад к.и.н., доцента Е.А.Макаровой "At the Confluence of Faith and Reason: the "materialistic theology" of Joseph Priestley" [На стыке веры и разума: «материалистическая» теология Джозефа Пристли. Джозеф Пристли (1733-1804) в наше время в основном известен как деятель науки, выдающийся химик и первооткрыватель кислорода. Как и многие деятели эпохи Просвещения, он обладал обширными интересами и энциклопедическими познаниями в самых разных областях науки. Одновременно с этим, он был религиозным деятелем и теологом, и большинство его сочинений составляют богословские трактаты и проповеди. По своим взглядам Пристли был материалистом, но его позиция не входила в противоречие с верой. Более того, Пристли полагал, что материализм мог бы стать основой доктрины "рационально мыслящих христиан". Таким образом, в мировоззрении ученого, в его "материалистической теологии" причудливо сочетались естественнонаучный и религиозный взгляд на мир.
После докладов состоялась дискуссия, участники которой пришли к выводу о том, что при исследовании протестантских идентичностей эпохи Просвещения важно учитывать контекст их формирования, а также религиозные воззрения, которых придерживались те или иные авторы. В ряде случаев принадлежность к определенным протестантским деноминациям влияла на то, как в трудах тех или иных авторов выражалась "просветительская" идентичность.
М.н.с. П.Ю.Князев также выступил с докладом "Religion and Protestant Identity in Early Eighteenth-Century England: The Case of Charles Davenant" [Религия и протестантская идентичность в Англии начала XVIII века: случай Чарльза Дэвенанта] на заседании секции "Orthodoxy and dissent" [Ортодоксия и нонконформизм в религии]
Доклад был посвящен эволюции религиозных взглядов английского политика и мыслителя конца XVII – начала XVIII вв. Ч.Дэвенанта (1656-1714). Изначально отстаивая незыблемость устоев Церкви Англии и критикуя политику терпимости в отношении диссентеров, к началу XVIII века политик изменил свои взгляды, придя к мысли об "умеренности" как основе религиозной политики. Выступающий показал, что взгляды мыслителя на церковные дела были напрямую связаны с изменением его отношения к наследию "Славной революции" 1688-1689 годов - позиция по принятому после переворота религиозному законодательству может рассматриваться как своеобрызный "маркер" протестантских идентичностей в Англии начала XVIII века.
В ходе конференции состоялось четыре пленарных заседания и было проведено более 470 тематических секций, в которых приняло участие более 1000 исследователей со всего мира. Нашу страну на конгрессе представили участники из МГУ, ИВИ РАН, НИУ ВШЭ, РГПУ имени А.И. Герцена, Германского исторического института в Москве и других научных учреждений. Конференция прошла в теплой и дружественной обстановке, а ее участники выразили желание вновь встретиться в подобном формате. Следующий международный конгресс исследователей эпохи Просвещения пройдет в Риме в 2023 году.
нажмите на афишу для просмотра