26 августа 2020 года на историческом факультете МГУ состоялась летняя онлайн-школа для учителей истории "Преподавание истории в школе: современные информационные технологии в помощь учителю". Эта тема была подсказана самой жизнью: форсированным переходом школьного и вузовского образования в онлайн-пространство в условиях пандемии. Получив этот ценный, пусть и спонтанный, и временами противоречивый опыт, учителя-историки подошли к следующему этапу: эффективной адаптации существующего информационного инструментария для разработки и проведения уроков истории, а также поиску новых образовательных ресурсов.
Проблематика мероприятия вызвала живой и неподдельный интерес учителей-историков. В работе школы приняли участие более 240 педагогов из 35 регионов России и четырех стран ближнего зарубежья, придав встрече не только общероссийский, но и международный масштаб. С приветственным словом к участникам обратился заместитель декана исторического факультета по учебно-методической работе, к.и.н., доцент В.Н. Истратов.
В тематическом плане работа вебинара распадалась на два проблемных блока. Первый из них, организованный усилиями сотрудников кафедры исторической информатики исторического факультета МГУ во главе с заведующим, член-корр. РАН, д.и.н., профессором Л.И. Бородкиным, охватывал теоретические и практические аспекты цифровизации исторических исследований и образования. Второй блок был представлен лекцией к.и.н., доцента лаборатории теоретико-методологических проблем исторического образования А.А. Талызиной, осветившей вопросы подготовки школьников к предметным олимпиадам по истории.
Л.И. Бородкин в своей лекции охарактеризовал содержание "цифрового поворота" в исторических исследованиях и образовании. Было отмечено, что эффект происходящей масштабной цифровизации не только способствует расширению источниковой базы исторических исследований, формированию более полной картины изучаемых исторических процессов или событий, но и может дать импульс новой исследовательской гипотезе, скорректировать выводы исследования. Этот процесс привел к росту спроса на компьютерные методы анализа источникового материала. Оценка результативности новых цифровых инструментов, соответствующего приращения знания в тех или иных областях истории, должна проводиться по итогам конкретно-исторических исследований. Лекция содержала целый ряд примеров использования современных цифровых технологий в исследовательских проектах кафедры исторической информатики, включая проекты по виртуальной реконструкции подмосковных усадеб XVIII - XIX вв., а также исторического ландшафта Белого города Москвы. Обсуждались возможности использования этих разработок в обучении школьников истории.
Отзывы слушателей о состоявшейся лекции:
В лекции к.и.н., доцента кафедры исторической информатики А.Ю. Володина были показаны современные подходы к созданию электронных образовательных сред, краткая эволюция и сравнение возможностей современных ЭОС, обсуждены способы применения дидактических сценариев в построении исторического материала онлайн, обобщен опыт использования электронных образовательных ресурсов и ЭОС на историческом факультете МГУ (за последние 15 лет).
Отзывы слушателей о состоявшейся лекции:
В своём выступлении сотрудник кафедры исторической информатики М.С. Мироненко поставил вопрос об использовании технологий виртуальной реальности в образовательном процессе на примере визуальной история развития города, реконструкции усадебных комплексов, история науки. Он рассказал о создании контента для виртуальных миров, о работе архитектора виртуальных пространств и их уровнях, о том, где и как в МГУ учат моделировать 3D-миры и "оживлять их".
Отзывы слушателей о состоявшейся лекции:
К.и.н., доцент кафедры исторической информатики Т.Я. Валетов прочитал лекцию о применении картографии в исторической науке и образовании. Он рассказал о геоинформационных системах, показал примеры их использования в современных научных исследованиях. Т.Я. Валетов также поднял вопрос о доступных в сети ресурсах по исторической картографии: коллекциях исторических карт, основах для построения ГИС, а также проектах, показывающих исторические процессы на карте.
Отзывы слушателей о состоявшейся лекции:
В лекции "Предметные олимпиады школьников по истории" к.и.н., доцент А.А. Талызина затронула вопросы подготовки учащихся к олимпиадам как фактора формирования интереса к предмету. Были рассмотрены основные типы заданий Всероссийской олимпиады школьников по истории, выявлены ключевые особенности подготовки учащихся разных возрастных групп, предложены авторские методики работы со школьниками в зависимости от возраста и уровня подготовки. Особое внимание было уделено возможностям использования современных информационных технологий при работе с одаренными детьми.
Отзывы слушателей о состоявшейся лекции:
Видеозапись состоявшихся лекций летней онлайн-школы
нажмите на маркер времи или значок "пуск" в экране плеера для просмотра
Работа летней школы оказалась такой продуктивной и насыщенной, а её атмосфера столь доброжелательной во многом благодаря заинтересованности и энтузиазму наших коллег – учителей истории, задававших множество разнообразных вопросов и делившихся своими идеями в общем чате платформы "Zoom". Вебинар ещё раз подчеркнул важность взаимодействия преподавателей исторического факультета МГУ и сообщества школьных учителей в поиске новых форм преподавания нашего любимого предмета – истории.
Отзывы слушателей, поступившие в адрес организаторов летней школы: