Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 
Горизонтальное меню

Новости кафедры

23.10.2024 Всероссийская научная конференция "Эрос и эротика в культуре эпохи Возрождения"  1936 


Всероссийская научная конференция "Эрос и эротика в культуре эпохи Возрождения"

Зам. декана исторического факультета по научной работе д.и.н., профессор Дмитрий Александрович Андреев выступает с приветственным словом на открытии конференции


23-24 октября 2024 года на историческом факультете МГУ состоялась Всероссийская научная конференция "Эрос и эротика в культуре эпохи Ренессанса". Она продолжила традицию научных конференций, ведущих свое начало с 1970-е гг. и проводимых в настоящее время кафедрой истории средних веков совместно с кафедрой всеобщей истории искусств под эгидой Комиссии по культуре Возрождения научного совета "История мировой культуры РАН".

Конференция была посвящена отражению темы красоты человеческого тела, его природы, страсти и чувства в текстах, изобразительном искусстве, придворном этикете и культуре поведения эпохи Возрождения.


С докладами на конференции выступили с докладами 23 специалиста в области истории, филологии, искусства из разных высших учебных и научных заведений, музеев России.

Тема заседания "Эрос и нравственность в богословской и философской мысли Ренессанса":

О.Ф. Кудрявцев (МГУ, Москва) в докладе "Эротика как сотериология: любовная философия Марсилио Фичино" рассмотрел концепцию платоновского учения об эросе в интерпретации Фичино. Автор подчеркнул, что Фичино акцентировал прежде всего сотериологическую функцию эроса как средства, соединяющего человека с Богом.

Н.И. Девятайкина (Государственная консерватория, Саратов) в докладе "Триумфы любви и целомудрия Петрарки: слово и образ в контексте гуманистических представлений XIV века" впервые в отечественной науке на примере "Триумфа любви" и прикладного художественного изделия на ту же тему - доски роженицы, созданной представителем флорентийской школы Аполлонио Ди Джованни (ок. 1416-1465) проанализировала проблему содержательного соотношения текста и образа в первой песни поэмы Петрарки. Названный текст обрел в эпоху Возрождения неслыханную популярность, особое визуальное отражение во всех видах искусства. Автором предпринята попытка кратко охарактеризовать формально- структурные составляющие сочинения, выяснить, с кого Петрарка начинает список идущих за первой колесницей, чья история и почему его особенно впечатлила, сколь выразительные образы / словесные »портреты» создает при этом автор, какие гуманистические представления находят там выражение.

В докладе З.А. Лурье (НИУ ВШЭ, Москва) на тему "Венера и Павел: тема любви в катехизисеной литературе эпохи Реформации" были рассмотрены дидактические установки об отношениях мужчины и женщины, которые предлагались в евангелических катехизисах, иллюстрированных устойчивыми примерами, касающимися определенных запретов в этих отношениях. Понятие катехизиса было расширено за счёт включения в этот жанр школьной драмы.

Тема заседания "Эрос и эротика в пространстве ренессансного города и дворца":

О.А. Назарова (НИУ ВШЭ, Москва) выступила с докладом "Эротические образы в публичных пространствах эпохи Возрождения: особенности функционирования и восприятия зрителями".

О.С. Смаголь (МГУ, Москва) в докладе "«Похищение Гипподамии» в монументальном терракотовом декоре дворцов Ломбардии и Эмилии-Романьи последней четверти XV века" проанализировала сюжетные терракотовые рельефы в украшении раннеренессансных палаццо городов Северной Италии: Пьяченцы (палаццо Ланди) и Кремоны (палаццо Фодри), иллюстрирующие хорошо известную в XV столетии историю из “Метаморфоз” Овидия о схватке кентавров с лапифами за их женщин. Обращение к античному тексту позволило уточнить идентификацию персонажей и самого сюжета во фризовых рельефах, а аналогии с работами современников выявили тесную связь языка исполнителя терракот Агостино деи Фондулиса с творческим наследием выдающихся мастеров эпохи: художника Андреа Мантеньи, скульптора и архитектора Джованни Антонио Амадео, зодчего Донато Браманте.

О.Г. Махо (Государственный Эрмитаж, С.-Петербург) в докладе "«Вакхическая комната» – эротический кабинет Альфонсо I д’Эсте в его личных апартаментах на Via coperta" представила один из наиболее насыщенных эротизмом живописных ансамблей в Италии эпохи Возрождения первой четверти 16 в. Автор показала, как украшавшие этот кабинет композиции Джованни Беллини, Тициана, Доссо Досси соединялись в цельный образ, декларирующий подобие хозяина древним, в чьих домах нередко присутствовали помещения, наполненные духом Эроса.

В докладе М.Г. Пивень (РГГУ, Москва) "«La causa fu la bella Sofonisba…». Эрос и дидактика в трактовке сюжета о прекрасной карфагенянке мастерами искусства Италии эпохи Возрождения" рассмотрены живописные произведения мастеров Италии XV-XVI вв., посвященные античной истории царицы Софонисбы. Автор уделил внимание литературным истокам нравоучительных и чувственных интерпретаций образа, характеру его трактовки в работах Бернардино Фунгаи, Андреа Мантеньи, Джованни Франческо Карото и Дж. Баттисты Дзелотти.

Независимый исследователь А.Н. Иванова в докладе "Эротика или нравоучение? Изображение обнаженного женского тела на флорентийских кассоне XV века" уделила внимание живописным панно, которые в XIV-XVI вв. были неразрывно связаны со свадебным ритуалом, украшая переднюю сторону свадебного сундука-кассоне. На материале истории трех героинь, представленных в живописи кассоне обнаженными (Гризельда из “Декамерона” Боккаччо, римская матрона Лукреция и библейская героиня Сусанна), была сделана попытка ответить на следующие вопросы: могла ли молодая невеста соотносить себя с героиней на кассоне, а также возникали ли вследствие созерцания нагого тела эротические ассоциации, визуальное удовольствие и мысли о грехе?

Г.П. Мельников (Институт славяноведения РАН) в докладе "Эротизм в рудольфинской культуре: ренессансный топос в стране «истинно христианской нравственности»" проанализировал тему эротизма, занимавшую значительное место в придворном изобразительном искусстве круга Рудольфа II в Праге. Автор отметил, что эротические образы, преимущественно связанные с античной мифологией, трактовались в стиле маньеризма, иногда они наделялись актуальной политической программой. В докладе была подчеркнута специфика живописи рудольфинцев - холодный эротизм обнаженного тела, изображаемого в контрпостах. Автор пришёл к заключению, что рудольфинская культура оставалась аристократическим анклавом в пространстве чешской утраквистско-евангелической нравственности, негативно расценивавшей сферу эроса.

Тема заседания "Иконография желания в искусстве Возрождения":

В докладе Ю.А. Бутовченко (Музеи Московского Кремля) "«Спящая Венера» Париса Бордоне: к вопросу о способах видеть женщину" была рассмотрена «Спящая Венера» Париса Бордоне (1560-1565, галерея Джорджо Франкетти, Ка д’Оро, Венеция) в контексте развитой к середине XVI в. традиции изображений лежащих женских фигур, либо погруженных в сон, как у Джорджоне, либо бодрствующих и даже откровенно смотрящих на зрителя, как у Тициана. Наличие или отсутствие прямого зрительного контакта с тем, кто созерцает эти женские образы, безусловно оказывается задействовано в механизме пробуждения желания и соответствует изначальному предназначению этих живописных произведений.

И.А. Фомина (МГУ, Москва) в докладе "Сюжет «Леда и лебедь» в работах венецианских мастеров" рассмотрела возможные предпосылки для появления сюжета «Леда и лебедь» в венецианской живописи, определяет круг античных произведений малой скульптурной пластики, повлиявших на его иконографию, и прослеживает эволюцию сюжета от 1500 года до конца XVI века, от первых гравюр и декоративных картин до станковых работ Тинторетто, Веронезе, Пальма Младшего.

З.В. Купцова (Государственный Эрмитаж, С. -Петербург) посвятила свой доклад "Образ Ганимеда в искусстве Флоренции XVI столетия" графической композиции “Похищение Ганимеда” Микеланджело Буонарроти, приобретшей широкую известность и послужившей, благодаря своим философским и изобразительным аспектам, основой своего рода политического манифеста герцога Козимо I Медичи. Автор показала, как иконографическая схема Микеланджело и новая – христианская - интерпретация мифа, породили внимание к Ганимеду, образ которого дополнил различные произведения искусства и занял место в студиоло тосканского правителя.

Тема заседания "Любовь земная и любовь небесная":

Л.В. Фролова (Государственный Эрмитаж, С. -Петербург) в докладе "Иконография бани в немецком искусстве эпохи Дюрера" проанализировала часто встречающиеся среди произведений произведений многих выдающихся немецких художников конца XV — первой половины XVI в (А. Дюрер, А. Альтдорфер, Г. Вейдиц, Г. Вертингер, малые мастера) изображения общественных бань и купален. Автор выделила в них ряд устойчивых мотивов, многие из которых сближают сцены купания с сюжетами, связанными с темой силы любви и власти женщин (сад Венеры, суд Париса, источник юности).

А.А. Савченкова (МГУ, Москва) в докладе "Дзибеллино как символ фертильности. Классический подтекст ренессансного модного аксессуара" рассмотрела разные формы проявления символа фертильности в меховых аксессуарах на женских портретах эпохи Ренессанса».

М.М. Прохорцова и Д.А. Андреева (Государственный Эрмитаж, С.-Петербург) представили доклад "Эротические темы и смыслы в творчестве художниц Ренессанса".

В докладе Е.Е. Бергер (ИВИ РАН, Москва) "Эрос и эротика в медицинской терминологии (по материалам французских медицинских трактатов XVI века" эрос и представлен в медицинском дискурсе с точки зрения одного из иего последствий – сифилиса,. Автор проанализировала восприятие обществом причин, путей передачи, последствий и способов лечения этого заболевания, а также его отношения к тому, насколько информация о сифилисе могла открыто распространяться врачами среди населения. При этом ни термин “сифилис”, изобретенный Дж.Фракасторо, ни его идея, что это заболевание передается половым путем, не являлись общепринятыми. Так, французский врач Ж.Фернель, перечисляя возможные пути передачи “галльской болезни”, называет в числе прочего и изменение климата, и дурное питание. Другой точкой пересечения эроса и медицины стало рождение “монстров” - детей с врожденными патологиями, о чем писал знаменитый хирург А.Паре.

Т.П. Гусарова (МГУ, Москва) в докладе "А если это любовь? Семейная переписка Пала и Оршои Эстерхази (1655–1681)" рассмотрела обширную, длившуюся на протяжении 30 лет переписку венгерской аристократической семейной пары Эстерхази на предмет отражения в ней тем, которые можно было бы квалифицировать как эротические. Автор не находит их следов в письмах супругов. Анализируя превалирующие в переписке темы, автор объяснила возможное понимание любви в жизни весьма патриархального семейства в Венгрии в XVII в.

Тема заседания "Эрос и эротика в ренессансной поэзии":

В.П. Авдонин (МГУ, Москва) посвятил доклад "От «il mio primo giovenile errore» к «Erreurs amoureuses»: эстетика ренессансного неоплатонизма в любовной лирике Понтюса де Тиара" эстетике неоплатонизма в поэтическом сборнике Понтюса де Тиара “Любовные заблуждения” (1549). Тиар обращается к развитой поэтической традиции, освященной авторитетом Петрарки, к середине века органично усвоившей (во многом благодаря Пьетро Бембо и поэтам-петраркистам) идеи Фичино. Автор прослеживает в сборнике Тиара особую поэтику любовно-поэтического служения, отмеченную своеобразным оптимизмом. Он показывает, как за любовным желанием и сопутствующими ему муками поэт обнаруживает возможность открытия другого существа - разделенной любви, участвующей в мировой гармонии.

В докладе В.Ю. Лукасик (МГУ , Москва) "Лунная символика и женское начало в поэзии и придворной культуре французского Ренессанса" было рассмотрено толкование античного предания о «лунных» богинях – Диане, Селене и Гекате – с точки зрения раннеренессансного эротизма. При этом «лунный» образ Дианы становится элементом политического мифа при дворе Генриха II. На пересечении неопетраркистского эротизма Лиона и Плеяды с образом фатальной Дианы-охотницы, зашифровывающей Диану де Пуатье, рождается новый взгляд на античную “fabula”, кардинально отличный от средневекового.

Тема заседания "Куртуазная любовь и эрос в придворной культуре эпохи Возрождения":

Е.Г. Домнина (МГУ, Москва) в докладе "Король танцует и музицирует: о значении практик «мягкой силы» в дипломатии Генриха VIII" проанализировала первые два десятилетия правления Генриха VIII Тюдора (1509-1547), отмеченные непосредственным участием этого государя во взаимодействии со своими европейскими соседями как в качестве военачальника, так и в качестве дипломата. Используя преимущества своего характера и здоровья, английский король с легкостью перемещался с поля боя за стол переговоров, а затем – к пышному застолью и на бал. Автор рассмотрела случаи участия английского короля в танцевальных и музыкальных мероприятиях у него дома, в Англии, и за границей, и поставила вопрос о значении этих телесных практик для формирования его собственного положительного имиджа как внутри своей страны, так и за ее пределами.

О.В. Дмитриева (МГУ, Москва) "Филип Сидни – поэт Желания. Эротические мотивы в цикле сонетов «Астрофил и Стелла»" рассмотрела проблему выражения любви и влюбленности в цикле сонетов «Астрофил и Стелла», написанных английским поэтом, придворным елизаветинской эпохи, Филиппом Сидни (1554-1586). Аллегории и символы, которые использует автор, передают различные аспекты борьбы разума со страстью влюбленного. Стремление поставить долг выше желания в интерпретации Сидни неизбежно претерпевает неудачу. Автор высмеивает неоплатоническое видение возвышенной, неземной любви и таким образом формирует иное восприятие чувственных идеалов, которые в поэзии Сидни произрастают из наслаждения земной жизнью.

Г.М. Кружков (независимый исследователь, переводчик английской поэзии, Москва) представил свои переводы "Запретных элегий" Джона Донна. Автор рассмотрел поэтический язык, метафоры и особенности стиля в четырех элегиях английского поэта Джона Донна (1572-1631). На их примере была проанализирована проблема перевода поэзии Донна и показаны возможные интерпретации образов, используемых автором.



Назад к списку новостей

Анонсы событий

нажмите на афишу для просмотра

Новые издания

нажмите на обложку для просмотра

Посмотреть весь каталог публикаций