Новости кафедры

23.11.2023 Участие в Х Всероссийской исследовательской школе "Русский Север и Арктика: фундаментальные проблемы истории и современности"

Участие в Х Всероссийской исследовательской школе "Русский Север и Арктика: фундаментальные проблемы истории и современности"

21–23 ноября 2023 года представители исторического факультета МГУ приняли участие в работе Х Всероссийской исследовательской школы студентов, аспирантов и молодых учёных “Русский Север и Арктика: фундаментальные проблемы истории и современности (к 150-летию открытия Земли Франца-Иосифа)”, проведённой Высшей школой социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) Федерального» университета имени М.В. Ломоносова.

В ходе работы школы участники познакомились с деятельностью ведущих российских специалистов по проблемам Русского Севера, Арктики и Северной Европы, а также получили возможность представить доклады на тему своих научных работ. Работа школы проводилась в пяти проблемно-тематических секциях:

  • "Актуальные вопросы изучения образования в Арктике";
  • "Проблемы хозяйственного освоения и экологии в Арктике";
  • "История Скандинавских стран: социально-экономическое и культурное развитие";
  • "Актуальные вопросы источниковедения и истории Русского Севера";
  • "Сотрудничество и соперничество в Арктике".

В пленарном докладе к.и.н., доцента кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ Е.В. КоруновойШвеция в поисках безопасности: от внеблоковой политики к членству в НАТО” была рассмотрена эволюция послевоенной доктрины шведского министра иностранных дел Эстена Ундена, которая носит название «неучастие в союзах в мирное время с целью сохранения нейтралитета во время войны» (т.н. внеблоковая политика Швеции). В выступлении особое внимание было уделено взаимоотношениям Швеции со сверхдержавами — СССР и США, а также было показано, как «малому» внеблоковому государству Северной Европы удавалось в течение многих десятков лет избегать вовлечения в военно-политические структуры. В докладе были охарактеризованы связи Швеции и НАТО, а также продемонстрировано, как менялось отношение к НАТО в шведском обществе на рубеже XX–XXI вв.


В докладе студентки IV курса бакалавриата Д.А. ЯринойПервая волна шведской эмиграции в Америку (1840-1864): оправдались ли ожидания первых переселенцев?” были рассмотрены причины эмиграции, а также достоинства и недостатки жизни в Америке. На основе сравнения сведений из писем шведских эмигрантов на Родину был сделан вывод о том, что фермеры, эмигрировав в Америку, получили возможность расширить свое хозяйство, в то время как шведы, не имеющие либо средств, либо сил и желания усердно работать, не могли с уверенностью сказать, что их ожидания лучшей жизни в Америке оправдались.

Доклад “Экономические и культурные связи СССР и Швеции в 1930-1937 гг. по дипломатическим дневникам А.М. Коллонтай”, представленный студенткой IV курса бакалавриата А.И. Литвиной, посвящён взаимоотношениям между двумя государствами в период особой международной напряженности. В ходе выступления была освещена атмосфера недоверия при вступлении А.М. Коллонтай в должность полпреда, были показаны особенности экономических контактов, переговоров по вопросам о лесе, золоте и займе, культурных взаимодействий Швеции и СССР, а также был сделан вывод об установлении в указанный период сотрудничества по наиболее перспективным линиям взаимоотношений.

В докладе “Гуманитарная помощь от Коммунистической партии Швеции для голодающего населения России в 1921 году” студентка 2 курса магистратуры Н.А. Казикова описала и проанализировала помощь, которую оказали шведские коммунисты русскому народу, столкнувшемуся с массовым голодом в 1921-1922 годах. КПШ развернула масштабную — для не самой большой и популярной партии — деятельность в стране и собрала своими силами весомую гуманитарную помощь. Организовывав ярмарки и такие мероприятия, как День России (день, когда все члены партии принимали участие в сборах продовольствия и предметов первой необходимости для населения России), шведские коммунисты сумели накопить денежные средства в размере 48.000 крон и собрать более 30 тонн продуктов питания, одежды, мыла и медикаментов.

Студентка 1 курса магистратуры А.И. Ремизова в докладе “Шведский взгляд на воспитание детей на основе труда Эллен Кей «Век ребёнка»” рассмотрела взгляды шведской писательницы и педагога Эллен Кей на воспитание детей. В 1900 году она опубликовала педагогический труд «Век ребёнка», в котором призвала шведский родителей отказаться от традиционных методов воспитания детей и пересмотреть отношение взрослого к ребёнку. Предложенные Э. Кей принципы воспитания детей основываются на равенстве родителей и детей, предоставлении детям свободы и личного пространства для благоприятного развития его личности и установлении доверительных отношений взрослого и ребёнка. Своей книгой «Век ребёнка» Кей в 1900 г. провозгласила наступивший XX в. веком ребёнка, а предложенные ею принципы воспитания в течение всего двадцатого столетия постепенно становились базовыми в Швеции.

В докладе студента 1 курса магистратуры К.М. ЛогуноваОбщественные протесты в Швеции против войны во Вьетнаме в 1964–1968 гг.” история антивоенного движения второй половины 1960-х годов рассматривается на основе воспоминаний и художественных произведений его участников и свидетелей — шведских журналистов, публицистов и писателей Яна Гийу и Осы Муберг. Материалы эго-документов позволяют проследить складывание в шведском обществе двух разных подходов к решению конфликта в Индокитае: умеренный, нацеленный на поиск компромисса между интересами Северного Вьетнама и США, и радикальный, приверженцы которого требовали немедленного вывода американских войск из Индокитая. Идеологические разногласия внутри антивоенного движения перешли в плоскость общественного антагонизма между правительством и леворадикальной молодежью, что нашло выражение в студенческих протестах весны 1968 года.


Юбилейная Х исследовательская школа “Русский Север и Арктика: фундаментальные проблемы истории и современности” продолжила традицию преемственности в междисциплинарном изучении актуальных вопросов истории, политики, культуры и международных отношений стран Скандинавии и Финляндии, а также арктического региона. Впервые в мероприятии приняли участие специалисты-биологи и экологи, для которых была организована специальная секция по естественным наукам.



- Программа школы.pdf