6-7 февраля 2023 года представители исторического факультета МГУ приняли участие в международной междисциплинарной научной конференции "Нации и этничность в гуманитарных науках: лояльность в полиэтнических и национальных государствах".
Наши коллеги выступили с докладами в рамках круглых столов и на различных секциях.
6 февраля 2023 года доклад "«Двор» против «страны»? Образы лояльности в публицистике конца правления Вильгельма" на круглом столе "Лояльность в средние века и раннее Новое время: феномен и его институциональные границы: британский мир" представил н.с. кафедры новой и новейшей истории П.Ю. Князев.
Павел Юрьевич рассмотрел восприятие лояльности в публицистике в период правления нидерландского статхаудера и английского короля Вильгельма III Оранского (1650-1702). Положение этого правителя было крайне непростым - в его родной Республике Соединённых провинций лояльность Вильгельму не соблюдали приверженцы антиоранжистских идей, в то время как приход принца Оранского к власти на Британских островах в ходе "Славной революции" 1688-1689 годов оспаривали якобиты - сторонники смещённого короля Якова II Стюарта. В связи с этим сподвижникам Вильгельма пришлось разработать сложную систему обоснования его прав на власть и расширения лояльности королю-статхаудеру, которая и была рассмотрена в докладе. На основе широкого круга источников - памфлетов, трактатов, проповедей, периодических изданий - докладчик рассмотрел особенности выстраивания данной системы. Павел Юрьевич обратил внимание на несколько аспектов восприятия лояльности в рассматриваемый период. С одной стороны, Вильгельм был одновременно статхаудером и английским королем, и это позволяло оппозиции подозревать его в стремлении действовать в интересах Нидерландов, в ущерб Англии. Во-вторых, образы лояльности систематическим эксплуатировались противостоявшими в течение правления Вильгельма группировками тори и вигов. Каждая из них стремилась предстать в глазах общественности лояльной монарху, а противника обвинить в преследовании частных интересов. В памфлетах того времени присутствуют и образы "фальшивой" лояльности, её имитации: к примеру, тори обвиняли вигов в чрезмерном подчеркивании своей лояльности Вильгельму и "протестантскому интересу" в целях укрепления собственной власти и при отсутствии реальной лояльности. Группировка, находившаяся в оппозиции, стремилась представить приближенную к власти фракцию в качестве "партии двора", себя же - в качестве "партии страны", лояльной монарху, но противостоящей "испорченным" министрам. Позднее, в XVIII-XIX вв., когда в обиход войдёт термин "оппозиция" и начнут вырисовываться контуры двухпартийной системы, "язык" описания британской политики будет сохранять данное представление - до сих пор члены официальной парламентской оппозиции гордо именуют себя "верной оппозицией Его Величества".В работе круглого стола "Лояльность в средние века и раннее Новое время: феномен и его институциональные границы: континентальная Европа (I)" приняли участие: к.и.н., доцент кафедры истории Церкви З.Ю. Метлицкая, к.и.н., доцент кафедры новой и новейшей истории Л.А. Пименова и к.и.н, доцент кафедры истории средних веков Т.П. Гусарова.
В исследовании "Интерпретация истории о бунте Люцифера и падении людей и нормы лояльности в средневековом обществе" З.Ю. Метлицкая обратилась к раннесредневековым авторам, которые, получив в наследство историю о падении Люцифера и совращении Адама и Евы, не опирающуюся непосредственно на конкретные тексты священного писания, давали ей свою интерпретацию. Они накладывали на имеющийся сюжет хорошо знакомые им и их аудитории концепции лояльности или нарушения лояльности. Религиозно-богословское понимание уступало место политико-социальному. Древнеанглийская поэма Бытие B начинается с истории о бунте могущественнейшего из ангелов, который предпочел собственные амбиции верному служению Господину. Это описание легко прочитываются как рассказ о восстании возгордившегося знатного подданного против короля, своего господина. Соратники, дружинники "возгордившегося ангела" доказали свою верность, но их лояльность была, если можно так выразиться, "неправильной", поскольку она была адресована "неправильному" лицу. Роковой ошибкой для Евы и Адама оказывается неумение сделать правильный выбор между верностью Богу и лояльностью сомнительному "посланцу".
Л.А. Пименова выступила с докладом "«Так называемые иностранные провинции» Франции: лояльность и её границы". В нем речь шла о том, что входившие в состав французской монархии провинции и земли различались по своему правовому статусу, по-разному управлялись и платили налоги. Существование разных типов провинций отражало процесс постепенного формирования территории государства путём расширения, захватов и присоединений; исторические обстоятельства подчинения каждой провинции власти французского короля определяли ее статус и объем привилегий. Различия в налоговом режиме, сохранявшиеся до конца Старого порядка, были установлены согласно подготовленным Ж.-Б. Кольбером эдиктом и декларацией 18 сентября 1664 года, вскоре после чего вошло в обиход обозначение трех категорий провинций. Наряду с провинциями, именовавшимися "пространством" королевства, или зоной "пяти больших откупов", больше половины территории страны охватывали "провинции, считающиеся иностранными", и "провинции, действительно подобные иностранным". В административном дискурсе наименование "иностранные" обозначало не более чем особенности налогового режима, но эти различия в статусе территорий, находящихся под властью французского короля, стали вызывать критику современников, выдвигавших экономические и политические аргументы. Противники внутренних таможенных барьеров видели в них препятствие не только свободному развитию торговли, но и объединению подданных вокруг короля под властью единообразных законов, то есть подрыв лояльности провинций короне. На протяжении XVIII века во Франции не раз предпринимались административные и налоговые реформы, нацеленные на объединение территории страны и унификацию статуса ее жителей. Но попытки таких реформ встречали сопротивление провинциальных властных институтов. Именно политический, а не экономический аспект проблемы не позволял ее решить, потому что требовал радикальной реформы не только налоговой системы, но и местного управления, а следовательно, затрагивал местные привилегии. Введение полного единообразия и ликвидация "иностранных территорий" внутри Франции были проведены только во время революции в результате административно-территориальной реформы 1790 года.
Т.П. Гусарова в исследовании "Случай на охоте. Венский двор и цена лояльности Миклоша Зрини" сосредоточилась на непростых отношениях между правящей династией Габсбургов и её подданными в Венгерском королевстве. Политическая элита этого полиэтнического государства соглашалась на сотрудничество с верховной властью и подчинение при условии выполнения ею коронационных обещаний, среди которых первое место занимало освобождение Венгрии от турок. Невыполнение этого жизненно важного требования вызывало глубокое недовольство всего общества присоединённого королевства. В докладе была представлена эволюция политических воззрений и позиции одного из самых интересных представителей венгерско-хорватской элиты XVII в. – Миклоша Зрини (ок. 1616 – 18.11.1664). Война с османами 1663-1664 гг., закончившаяся позорным для Габсбургов Вашварским миром, несмотря на успехи освободительных армий, в т.ч. и самого Зрини, привели его к глубоким разногласиям с венским двором. В своих публицистических произведениях, которые были рассмотрены в докладе, политик разрабатывал идеи создания венгерской национальной армии на регулярной основе, возлагая исключительно на нее надежды на изгнание турок. Более того, в своих проектах он был готов идти дальше, не исключая возвращения Венгрии независимости. В сложной обстановке, сложившейся в эти годы в монархии австрийских Габсбургов, назревал заговор венгерской политической элиты, надеявшейся на привлечения к участию в нём авторитетнейшего политика и полководца. Эти опасные планы чрезвычайно беспокоили Вену. Однако поздней осенью 1664 года Миклош Зрини погиб в результате несчастного случая во время охоты на кабана. Современники и последующие поколения высказывали большие сомнения в случайности происшедшего.
В секции "Колониальные и постколониальные дискурсы лояльности: управление этническим многообразием" выступила ассистент кафедры древних языков С.А. Хандажинская, представив доклад на тему "«Благочестие, благоразумие, мужество и терпение»: английские миссионеры среди индийского населения в начале 19 веке". Серампурская миссия стала одной из самых известных протестантских миссий в Индии на рубеже 18 - 19 веков. Обосновавшись в Бенгалии, английские миссионеры попали в незнакомое культурное окружение и непривычную природную среду. Небольшую группу миссионеров, оказавшихся среди чуждого окружения, можно, в таком случае, рассматривать как этно-национальное меньшинство. Понимая необходимость непосредственной работы с местным населением, Уильям Кэри, глава Серампурской миссии, выпустил памфлет "Исследование вопроса об обязательстве христиан использовать все средства для обращения язычников", адресованный к миссионерскому сообществу. Рассужда о качествах будущего миссионера, Уильям Кэри поставил во главу угла именно знание языка как определяющего фактора будущей успешной деятельности. Отправившись в Индию, он сам первое время работал на фабрике, где успешно изучил бенгали. Когда миссия развернула свою деятельность, была учреждена типография, целью которой стала печать христианских текстов на индийских языках. Здесь же были напечатаны каталоги флоры Индии, разработка которых принадлежит не в последнюю очередь самому Уильяму Кэри. Жизнь в Индии подтолкнула миссионеров к изучению не только языков, но и окружающей среды, в которой им предстояло жить. Создавая школы, миссионеры делали их открытыми для местного населения, обучая детей не только английскому языку и математике, но и санскриту - языку священных текстов индуизма.
7 февраля 2023 года в работе секции "Лояльность в российском имперском и постимперском пространстве" приняла участие к.и.н., м.н.с. лаборатории истории диаспор и миграций М.Г. Загора. В своём выступлении "«Альма-матер родины»: Александровский университет в Гельсингфорсе (1860–1870-е годы)" Марина Григорьевна рассказала об образах Александровского императорского университета, которые были присущи различным акторам "российско-финляндских" отношений, и поставила вопрос о том, как общество, политическая полиция и некоторые государственные деятели Российской империи воспринимали студентов и профессоров из Гельсингфорса во второй половине царствования императора Александра II.