Новости кафедры
26 февраля 2017 года к.и.н., доцент кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ, Л.А.Пименова рассказала в лектории "Arzamas" о том, почему XVIII столетие получило название "Века Просвещения", насколько удачно и полно понятие "Просвещение" отражает то, что происходило в обществе и культуре того времени, был ли XVIII век более "просвещенным", чем другие.
В XVIII веке в разных европейских языках возникли термины, обозначавшие эту эпоху как время распространения света разума. Наиболее точное определение появилось в статье Иммануила Канта "Ответ на вопрос: Что такое Просвещение?" (1784). Немецкий философ назвал Просвещение «выходом человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине». Под несовершеннолетием он подразумевал слепое доверие авторитетам и неспособность руководствоваться своим рассудком. Почему Кант и его современники считали, что критически мыслящих людей стало больше, чем раньше?
Самостоятельно мыслящая публика, которую имел в виду и к которой обращался Кант, — это читатели. Много ли их было в "Век Просвещения", когда во Франции больше половины, а в германских землях три четверти населения оставались неграмотными? По сравнению с предыдущим столетием число грамотных людей в XVIII веке значительно выросло. Но среди историков существуют разногласия по поводу того, каким образом можно измерить уровень грамотности в обществе и как интерпретировать полученные данные. Что считать показателем грамотности: умение поставить подпись под документом или наличие книг в доме?
Ответы на эти и многие другие вопросы вы узнаете из лекции, видеозапись которой мы предлагаем вашему вниманию:
На сайте проекта "Arzamas" вы можете познакомиться с полной версией тезисов автора лекции, а также прочитать текст интервью с Л.А.Пименовой.
На 3 полосе январского номера газеты "Московский университет" за 2021 год опубликовано интервью к.и.н., заместителя заведующего кафедрой истории России до начала XIX в., доцента Татьяны Александровны Матасовой, в котором она рассказала о своих студенческих годах, причинах научного интереса к русско-итальянским отношениям и важности популяризации знаний о русском Средневековье.
|