программа магистратуры | |||
Этнография, этнология и социокультурная антропология |
Описание образовательной программы:
Магистерская программа позволяет получить высокопрофессиональную подготовку в области социокультурной антропологии - одной из наиболее динамично развивающихся современных наук на стыке социальных и гуманитарных исследований. Программа имеет 4 основные цели:
- помочь в критическом осмыслении антропологической теории,
- снабдить детальным методическим инструментарием для работы в этнографическом поле,
- помочь в экспериментировании с формой, стилем и языком этнографических презентаций,
- научить разрабатывать собственные практико-ориентированные проекты.
Помимо базовых фундаментальных образовательных курсов, в которых раскрываются сложные, но увлекательные проблемы современной антропологии (в широком понимании этого термина), мы предлагаем значительное число специальных курсов по выбору, позволяющих углубить получаемые знания, в том числе на практике. Вы узнаете о современных направлениях социокультурной антропологии, о роли, которую этнология играет в политике, об антропологии публичной сферы и средств массовой коммуникации, будете детально представлять себе все сложности эпистемологии нашей науки, узнаете об антропологии города, религии, об основных школах и проблемах лингвистической и биологической антропологии, детально познакомитесь с основными школами в антропологии образования и музейной антропологии, научитесь анализировать и самостоятельно разрабатывать прикладные проекты в сфере оценки социального воздействия управленческих решений, языковой политики и языкового планирования, и многое другое.
Часть курсов программы, в частности "The Anthropology of Space", "Anthropology of Migration" и ряд иных, читается на английском языке. Результатом двухлетней научно-исследовательской работы магистранта должна стать магистерская диссертация – самостоятельная научная работа, базирующаяся, прежде всего, на его собственных полевых материалах, но также на работе с архивными материалами, музейными коллекциями и, безусловно, с научной литературой. Международные контакты сотрудников кафедры и активная научно-исследовательская работа позволяют учащимся с первых же дней активно включаться в научную работу, участвовать в работе кафедральных исследовательских групп, в международных летних школах, в экспедициях практически в любом конце Земли. Мы учим наших молодых коллег самостоятельно думать и решать сложные проблемы, связанные с любыми антропологическими измерениями нашего бытия.
Найти себя выпускники кафедры смогут как в продолжении научно-исследовательской работы в лучших академических и вузовских антропологических центрах, так и в сфере прикладной/практической деятельности – от экспертной работы в консалтинговых фирмах до работы в СМИ, от работы в отделах по связи с общественностью и аборигенным населением в крупных нефтяных компаниях до разработки языковой политики в региональной администрации, в отделах по набору персонала любых, в том числе крупнейших компаний мира, в миграционных службах, в архивах, фондах, институтах.
Основная профессиональная образовательная программа (ОС МГУ 3++) направление 46.04.01 «История», магистерская программа «Этнография, этнология и социокультурная антропология», очная (дневная) форма обучения |
Учебные планы образовательной программы:
Дисциплины образовательной программы:
Структура программ магистратуры включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную).
Базовая часть программы формирует фундаментальные основы для профессионального и личностного развития обучающихся. В нее входят дисциплины (модули), которые являются обязательными для освоения вне зависимости от конкретной образовательной программы.
Вариативная часть программы формируется структурным подразделением МГУ самостоятельно, исходя из направленности (профиля). В нее входят дисциплины (модули), определяющие направленность образовательной программы.
Базовая часть (18 з.е.)
- Современные направления социокультурной антропологии (3 з.е.)
- Этнология в политике (2 з.е.)
- Идентификация на уровне макрогрупп в индустриальном и постиндустриальном мире (3 з.е.)
- Антропология публичной сферы и средств массовой коммуникации (2 з.е.)
- Эпистемология антропологии (3 з.е.)
- Антропология и демография (2 з.е.)
- Антропология города (3 з.е.)
- Спецсеминар по магистерской диссертации (2 з.е.)
Вариативная часть (21 з.е.)
- Специальные курсы по выбору студента (11 з.е.)
- Психологическая антропология (2 з.е.)
- Антропология религии (2 з.е.)
- Лингвистическая антропология (2 з.е.)
- Биологическая антропология (2 з.е.)
- Поле: методы, тексты, критика (3 з.е.)
Специальные курсов по выбору:
Модуль «Практическая и прикладная антропология»
- Антропология конфликта
- Феномен ресурсного проклятия (методы антропологического анализа конфликтных ситуаций на российских материалах)
- Практика разработки и реализации этнически ориентированных федеральных проектов в России в 1980-2010-х гг.
- Практики и дискурсы языковых, этнических и религиозных идентификаций на постсоветском пространстве (на примере европейских территорий бывшего СССР)
- Антропология миграций
- Миграционные процессы в современной Зарубежной Европе. Проблемы адаптации и этнокультурного взаимодействия
- Идентичность по выбору: антропологические проблемы выбора и смены религиозной принадлежности
- Tribal Peoples in the Modern World
- Экономическая антропология
- Антропология образования
- Языковая политика и языковое планирование
Модуль «Региональная этнография/антропология»
- Актуальные проблемы изучения крестьянства (на материалах русского Севера)
- «Ориентализм» и современные концепции востоковедения
- Колонизация и аккультурация в Новом Свете: диалог культур и цивилизаций
- В поисках себя. Концепции этнокультурной самобытности и формирование категорий национальной идентичности в странах Латинской Америки
- Славянский этнолингвистический ареал в спектре евразийских культурных и социально-воспроизводственных связей. История и современность
- Этнические меньшинства Восточной Европы и Северной Азии. Современное состояние и перспективы этнокультурного воспроизводства в постиндустриальную эпоху
- Проблема жизнеобеспечения и ее место в культурной динамике народов зарубежной Европы (на примере Балкан)
- Население Европы в представлениях европейских ученых XIX в.: основные школы и их роль в современной этнологии
- American Indians: Histories and Cultures
- Современные центры, школы и научные тренды в антропологическом сибиреведении
Модуль «История науки и междисциплинарные/новейшие области современной академической антропологии»
- Антропологическая / этническая проблематика в социальных и гуманитарных исследованиях: от научного знания к науке
- Фольклор в антропологическом исследовании
- Антропология музыки
- Проблемы исследования материальной культуры и STS
- Антропология повседневности и гендерные исследования в этнологии
- Персональные, социальные и культурные измерения травмы. Медицинская антропология
- The Anthropology of Space
- Антропология искусства: выразительные контексты человеческих эмоций
- Музейная антропология
- Визуальная антропология
- Антропология глобализма
- Социальная организация и история исследований «первобытности»
Сведения о реализации образовательной программы:
Сведения о научно-педагогических работниках (ОС МГУ 3++) направление 46.04.01 «История», магистерская программа «Этнография, этнология и социокультурная антропология», очная (дневная) форма обучения |
Сведения о наличии материально-технической базы, соответствующей требованиям образовательного стандарта ОС МГУ 3+ направление 46.04.01 «История», магистерская программа «Этнография, этнология и социокультурная антропология» - интегрированная , очная (дневная) форма обучения |
- Направление подготовки:
46.04.01 «История» -
Вид магистратуры:
интегрированная - Тип программы:
кафедральная - Выпускающая кафедра:
кафедра этнологии -
Форма обучения:
очная -
Срок обучения:
2 года - Язык обучения:
русский