Новости кафедры
3–5 сентября 2021 года сотрудники кафедры истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ приняли участие в IX международной конференции "Маргиналии-2021: границы культуры и текста", которая прошла в городе Сольвычегодск (Архангельская область) и была организована Научно-исследовательским вычислительным центром МГУ, Институтом русского языка имени В.В. Виноградова РАН, Институтом философии РАН, Università di Studi Roma Tre, Сольвычегодским историко-художественным музеем. В работе конференции приняли участие более 60 исследователей из разных городов России.
Научный форум был посвящен маргинальным, "пограничным" явлениям, исследования которых неизбежно оказываются междисциплинарными. Программа конференции охватила 9 секций, а главными проблемными блоками стали следующие темы:
- "«От окраины к центру»: проблемы изучения периферии русского культурного пространства";
- "Текст на границах художественного – как объект исследования разных гуманитарных дисциплин";
- "Дневниковый и биографический текст: дневники, записные книжки, письма, мемуары, маргиналии".
В докладе заместителя заведующего кафедрой, к.и.н., доцента Т.А. Матасовой "Судьба текста древнерусского перевода «Географии» Помпония Мелы в средневековой Руси: маргиналии на рукописях и их интерпретации" внимание было уделено главным результатам её многолетних исследований древнерусского перевода Первой книги "Географии" Помпония Мелы. Размышления автора были построены вокруг тезиса о том, что текст, содержащий многие "агрессивно языческие" сведения об античном мире и, казалось бы, обреченный в силу этого на "маргинальность" в русской православной культуре, стал довольно распространенным памятником русской книжности конца XV – XVII вв. Более того, упомянутые в тексте Мелы "мольбища" и "святилища" Зевса, Нептуна, Аполлона, Дианы, сыграли свою роль в ознакомлении русского мира с пространством античной культуры в её полноте и многообразии. Были приведены характерные изображения античных статуй, присутствующих на русских иконах XVI – XVII вв., происходящих в том числе с Русского Севера. Автор подчеркнула и значение того факта, что история бытования некоторых сравнительно ранних (XVI в.) рукописей, содержащих текст изучаемого памятника, связана с по-своему пограничными для России XVI – XVII вв. краями – Усть-Сысольском (совр. Сыктывкар) и др.
В докладе к.и.н., доцента И.П. Кулаковой "Образованный разночинец как маргинал в России второй половины XVIII – начала XIX в. (деятельность и жизненные стратегии)" была рассмотрена социо-культурная ситуация, складывающаяся в сфере интеллектуальной деятельности в России XVIII века. В результате реформ Петра I возникли новые культурные типы - "просвещенный дворянин" и "образованный разночинец", усилиями которых продвигались важнейшие культурно-образовательные "проекты". В данном случае объектом внимания стала фигура такого разночинца (неслучайно оказывающегося в социуме маргиналом). Важной поведенческой установкой для разночинца становится получение "высшего" образования, и последующий выбор (не)стандартной стратегии личного поведения (в целях социального лифта). Такой выбор - в условиях господства установок дворянской культуры - невелик, он требует усилий, борьбы со стереотипами и маневрирования (неудачи в выстраивании карьеры часто приводят к конфликтам, личным трагедиям, "надрывам", пьянству и болезням). "Просвещенное" дворянство и образованных разночинцев (объединенных "проектами" интеллектуального свойства) связывают отношения патронажа, покровительства и "ласкательства", но всё чаще и партнерства. Именно разночинцы, способные к рутинной интеллектуальной работе, "обслуживают" интеллектуальную сферу нового типа, встраиваются в среду преподавателей учебных заведений, становятся секретарями и переводчиками, служащими государственных учреждений и все чаще обращаются к личной литературно-художественной деятельности, выполняя важнейшую функцию поддержания и трансляции "нового знания" и новых поведенческих установок.
Доклад к.и.н., доцента А.Е. Тарасова "«Голландский след» в истории Введенского собора Сольвычегодска" был посвящён попытке установить истоки предания, согласного которому архитектором храма являлся голландец. По мнению докладчика, предание о голландском зодчем Введенского собора – частный случай распространённого в народной среде явления, когда возникновение необычных зданий объяснялось либо сверхъестественными причинами, либо участием иноземцев. При этом "строительным материалом" сольвычегодского предания могли стать примеры службы голландцев Строгановым, а также - торговля с голландцами. Продолжавшиеся из поколения в поколение закупки Строгановыми иноземных товаров у голландцев могли выработать у рядовых жителей Сольвычегодска стойкое представление, что и сами товары – голландского производства. А их наличие в Введенском соборе со временем, когда обстоятельства строительства и первоначального наполнения утварью забылись, могло также способствовать возникновению предания о заказе проекта здания собора голландскому зодчему.
Доклад к.и.н., ст. преподавателя В.В. Ткаченко "Память о Смутном времени в России XVIII века: центральные и периферийные образы" был посвящён особенностям сохранения и конструирования исторической памяти о Смутном времени в России XVIII века. Особое внимание было уделено процессу формирования "пантеона героев" Смуты в литературе и искусстве, причинам выдвижения на первый план образов Минина и Пожарского (ставших в массовом сознании главными символами освобождения Москвы после установления им памятника на Красной площади), и постепенного забвения заслуг князя Д.Т. Трубецкого, чьи войска штурмовали Китай-Город 22 октября 1612 года.
Специалист по УМР А.В. Носов выступил с докладом «Монастырское “возрождение” и духовное освоение периферии в житиях преподобных». Автор рассмотрел два аспекта сакрализации пространства в ходе монастырского строительства: отношение агиографов к язычникам и формирование границ места, на котором появляется обитель. Изучение житий преподобных XIV – XV вв. обнаружило переход от резко негативно окрашенной лексики в отношении язычников к нейтральной или положительной в случае их крещения благодаря духовной деятельности отшельников, а также преобладающее упоминание символических границ как в виде распространенных топосов, так и в виде оригинальных эпизодов. Примечательно, что оформление границ происходило только после ухода агрессивных соседей или их примирения с преподобными, что свидетельствует о переходе к завершающему этапу сакрализации пространства.
К открытию конференции ее организаторы опубликовали электронную версию сборника тезисов докладов участников.