11-12 мая 2023 года д.и.н., профессор кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ О.Е. Петрунина приняла участие во всероссийской научно-теоретической конференции "Фашизм и милитаризм в истории ХХ века", состоявшейся в Военном учебно-научном центре военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж).
Ольга Евгениевна выступила на пленарном заседании с докладом "О влиянии фашизма на формирование диктаторских режимов в Центральной и Юго-Восточной Европе (на примере режима Метаксаса в Греции)".
Формирование авторитарных и тоталитарных режимов стало общей тенденцией политического развития европейских государств в межвоенный период стало. Историографические дискуссии о типологии этих режимов не утихают до сих пор. Политические режимы стран Центральной и Юго-Восточной Европы, бесспорно, испытали на себе влияние фашистской идеологии, которая на первых порах представлялась удачной находкой, обещавшей решение проблем, с которыми столкнулись страны-участницы Первой мировой войны. Однако насколько глубоким было это влияние? Привело ли оно к трансформации авторитарных режимов стран региона в тоталитарные или ограничилось внешним антуражем?
О.Е. Петрунина отметила, что применительно к Греции общепринятого ответа на эти вопросы до сих пор нет. В 1936 году в этой стране, при поддержке короля Георга II, была установлена диктатура отставного генерала Иоанниса Метаксаса (1936–1941). Оценки этого режима исследователями, а также греческим обществом долгое время были выражением полярных точек зрения. Преследуемые Метаксасом коммунисты сразу окрестили его режим фашистским, считая его родственным системам, созданным Гитлером и Муссолини.
Впоследствии диктатура Метаксаса в левой историографии получила наименование монархо-фашизма, хотя определения этому термину дано не было. Либеральная историография всегда отказывалась считать этот режим фашистским, мотивируя свою позицию отсутствием у Метаксаса сильной политической партии, широкой социальной базы и нацистской идеологии. Интересно, что сам диктатор считал созданный им режим идеологически родственным германскому национал-социализму и итальянскому фашизму. Однако, он пришел к выводу, что для Гитлера и Муссолини эта идеология была не целью, а всего лишь средством для достижения экспансионистских целей.
В последние годы все больше исследователей отходят от крайних позиций в оценках режима и склоняются к точке зрения британского историка Р.Клогга, охарактеризовавшего режим Метаксаса как правоконсервативную авторитарную патерналистскую диктатуру, использовавшую фашистскую риторику, но не имевшую признаков фашистского государства. Тем не менее, как свидетельствуют последние исследования, консенсус в типологической характеристике диктатуры Метаксаса так и не достигнут. Причины этого следует искать как в продолжении общей дискуссии о типологии политических режимов межвоенного периода, так и в особенностях греческой истории ХХ в., оказавшей значительной влияние на развитие национальной историографии.
В конференции приняли участие ведущие учёные Института всеобщей истории РАН, Института российской истории РАН, МГУ имени М.В. Ломоносова, МГИМО МИД России, Института славяноведения РАН, Института Латинской Америки РАН, Южного федерального университета, Московского государственного лингвистического университета, СПбГУ, Воронежского государственного университета, Воронежского государственного института искусств и др. После пленарного заседания работа конференции работа продолжилась в рамках секций и заседаний круглых столов.