28 сентября 2021 года на историческом факультете МГУ состоялась научная онлайн-конференция "Европа в 1938-1939 гг.: на пути к мировой катастрофе".
нажмите значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи
С приветственным словом к участникам форума обратились и.о. декана исторического факультета МГУ, академик РАО, заведующий кафедрой новой и новейшей истории, д.и.н., профессор Л.С. Белоусов и заведующий кафедрой истории России XX–XXI вв. исторического факультета МГУ, д.и.н, профессор С.В. Девятов. Выступающие подчеркнули необходимость строгого научного подхода к проблеме международных отношений и внешней политики СССР накануне Второй мировой войны.
Работа конференции проходила в трех тематических секциях.
В первой секции "Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны" (модераторы: профессор С.В. Девятов и заместитель заведующего кафедрой истории России XX–XXI вв. исторического факультета МГУ, к.и.н., доцент А.И. Остапенко приняли участие специалисты, представляющие разные кафедры истфака, их объединил глубокий интерес к поставленной проблеме и осознание ее значимости и актуальности. Доклады были построены таким образом, чтобы проанализировать объёмную картину советской внешней политики с 1920-х годов до начала Второй мировой войны.
С программными докладами выступили профессор С.В. Девятов – "Система международных соглашений в Европе во второй половине 30-х годов как предтеча пакта Молотова – Риббентропа" и доцент А.И. Остапенко – "От рапалльского договора 16 апреля 1922 года к пакту Молотова – Риббентропа 23 августа 1939 года".
Д.и.н., профессор кафедры истории России XX–XXI вв. Л.Е. Гришаева затронула остро дискуссионную тему "Сталин о возможности превентивной войны с Германией".
К.и.н., ст. преподаватель кафедры истории России XX–XXI вв. А.А. Вершинин рассмотрел поворот СССР от политики коллективной безопасности к советско-германским переговорам через изменение в кадровом составе НКИД, в частности, через призму отставки наркома М.М. Литвинова.
Большой интерес вызвало выступление к.и.н., доцента кафедры новой и новейшей истории В.Н. Горохова, в котором была дана характеристика «Советско-германскому договору о дружбе и границе» с точки зрения международного права предвоенного периода, а также проанализирована история изучения данного соглашения.
К.и.н., доцент кафедры новой и новейшей истории Т.В. Никитина в своем докладе подробно осветила советско-греческие отношения накануне Второй мировой войны. Этот аспект внес яркий штрих в понимание особенностей внешней политики СССР.
Выступление к.и.н., доцента кафедры истории общественных движений и политических партий Л.П. Муромцевой было посвящено участию представителей русского зарубежья в гражданской войне в Испании.
Новые грани проблемы были затронуты в выступлении к.и.н., доцента кафедры истории России XX–XXI вв. О.К. Кайковой, посвященном протокольному аспекту советских дипломатических приемов в предвоенный период по материалам визитов И. фон Риббентропа в СССР.
Новаторский подход к теме внешней политики СССР продемонстрировала и к.и.н., доцент кафедры истории России XX–XXI вв. А.В. Хорошева, темой ее выступления стали попытки создания демократической общественностью Народного фронта в спорте для борьбы с нацизмом.
Особой чертой заседания секции стал пристальный интерес всех собравшихся к источниковой базе сообщений, принципам работы с документами и интерпретации новых материалов. На этой проблеме останавливались практически все исследователи, вокруг нее разворачивались дискуссии.
Вторая секция "Чехословацкий кризис и конференция в Мюнхене 29-30 сентября 1938 г. глазами современников" проходила под председательством заведующего кафедрой южных и западных славян исторического факультета МГУ, д.и.н. профессора Г.Ф. Матвеева и к.и.н., доцента кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ Н.Н. Наумовой. Заслушанные доклады были посвящены взгляду представителей разных стран и политических течений на чехословацкий кризис 1938 г. и Мюнхенскую конференцию как его итог. Затрагивались позиции американской прессы, французских, английских, польских и советских политиков и военных.
К.и.н., доцент кафедры международных организаций и проблем глобального управления ФГУ МГУ В.В. Бухарин рассказал о том, как события 1938 г. рассматривала центральная и региональная пресса США из чего было понятно, что она повторяла позицию официальных властей.
Профессор Г.Ф. Матвеев подробным образом осветил роль Польши в чехословацком кризисе, ее стремление заполучить Тешинскую Силезию.
К.и.н., доцент кафедры новой и новейшей истории Е.П. Наумова показала негативные оценки итогов Мюнхенской конференции со стороны итальянской антифашистской организации «Справедливость и свобода».
Доцент Н.Н. Наумова подробным образом осветила позицию де Голля, считавшего капитуляцию Франции в ходе чехословацкого кризиса "национальным позором".
К.и.н., доцент кафедры новой и новейшей истории Е.А. Суслопарова показала дискуссии по поводу Мюнхену, возникшие в британском парламенте – консерваторы в целом поддержали соглашения, а лейбористы и либералы - резко осудили.
К.и.н., доцент кафедры истории медицины и социально-гуманитарных наук Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова П.И. Фалалеев в своем выступлении продемонстрировал позицию дипломата Р. Массигли, призывавшего к сопротивлению немецкой угрозе и, тем самым, резко отличавшегося от большинства сотрудников министерства иностранных дел.
Аспирант исторического факультета МГУ Н.Н. Шалдин показал различные взгляды представителей радикальной партии на чехословацкий кризис – среди радикалов были как сторонники сопротивления, так и «умиротворители».
К.и.н., доцент кафедры источниковедения О.А. Шимбирева рассказала о том, как на события чехословацкого кризиса реагировали различные представители белой эмиграции, в том числе Керенский, Деникин, склонные оценивать итоги кризиса негативно для СССР.
Аспирант исторического факультета Р.Ю. Червяков показал, как советская карикатура реагировала на события 1938 г. Советские карикатуристы были склонны критиковать внешнюю политику Великобритании и Франции и внутреннюю – Германии и Италии.
В третьей секции "Европа накануне войны (1938-1939 гг.): от политики "умиротворения" к мировому конфликту" (модераторы: профессор кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ, д.и.н. А.Ю. Ватлин и доцент кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ, к.и.н. Е.В. Романова с докладами выступили сотрудники кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ и Института всеобщей истории РАН. В ходе работы секции участники задавали друг другу вопросы, каждый из докладов сопровождался обсуждением и дискуссией.
В докладе "От «умиротворения» к «сдерживанию»: британская политика на Балканах в 1939 г." к.и.н., c.н.с. кафедры новой и новейшей истории О.И. Агансон проанализировала балканскую политику Великобритании в условиях нарастания международной напряженности накануне Второй мировой войны. Был показан реагирующий характер внешнеполитического курса Лондона, вынужденного скорректировать свои подходы к ситуации в Юго-Восточной Европе под воздействием поступательной экспансии Третьего рейха, выразившейся в привязке экономик балканских стран к германской и вмешательстве Берлина в их внутриполитическую жизнь. Действия Лондона в регионе представлены как непоследовательные и противоречивые, что, с одной стороны, было обусловлено ослаблением позиций Великобритании на общесистемном уровне, с другой – игнорированием Форин офис специфики балканского контекста.
В выступлении "Секретное приложение к советско-германскому договору 27 августа 1918 г. - предыстория пакта?" профессора А.Ю. Ватлина представлен сюжет, неизвестный российской исторической науке - наличие секретного приложения к советско-германскому Добавочному договору, подписанному в августе 1918 г. и вошедшему в историю как "Брест-2". Большевикам пришлось отказаться от провозглашенного в Декрете о мире принципа открытой дипломатии, потому что логика гражданской войны и интервенции требовала использования всех возможностей для укрепления фронтов Советской России. Впоследствии это секретное приложение, частично опубликованное в Париже в 1926 г., было использовано белой эмиграцией для дискредитации внешнеполитической линии СССР. В заключительной части доклада был поднят вопрос о различиях и сходных чертах Добавочного договора 1918 г. и Пакта о ненападении 1939 г.
В сообщении "Дипломатия республиканской̆ Испании в США в годы Гражданской войны (1936-1939 гг.): проблема итало-германского участия в конфликте" м.н.с. кафедры новой и новейшей истории В.В. Инвияева рассказала о проблеме итало-германского участия в конфликте». Автор рассмотрела усилия политических деятелей Испанской Республики (премьер-министра Хуана Негрина, министров иностранных дел Хосе Хираля и Хулио Альвареса дель Вайо, посла Испании в Вашингтоне Фернандо де лос Риоса), направленные на то, чтобы убедить руководство США и американскую общественность в том, что события в Испании вышли за рамки внутреннего конфликта из-за участия в войне Италии и Германии на стороне франкистов. Особое внимание было уделено тому, как итало-германское участие в войне воспринималось президентом Соединённых Штатов Франклином Делано Рузвельтом, государственным секретарём США Кордэллом Хэллом, его заместителями и американским послом в Испании Клодом Бауэрсом.
В докладе "Политика скандинавских стран в условиях нарастания военной опасности в Европе в 1938 г." к.и.н., доцент кафедры новой и новейшей истории Е.В. Корунова рассмотрела деятельность правительств стран Скандинавии накануне Второй мировой войны в условиях проводимой политики умиротворения в отношении нацисткой Германии. Особое внимание докладчика было обращено на проблему возможного участия «экс-нейтральных» Швеции, Норвегии и Дании в санкциях, предусмотренных Уставом международной организации, и связанных с этим вопросов, которые обсуждались в рамках конференций министров иностранных дел и группы держав Осло незадолго до подписания Мюнхенского соглашения, в период 1937-1938 гг.. Кроме того, в докладе была отражена позиция Германии в связи с проводимой скандинавскими странами политикой, нацеленной на невмешательство в европейские конфликты и на сохранение нейтралитета в случае войны.
Выступление к.и.н., доцента кафедры новой и новейшей истории К.В. Миньяр-Белоручева "На пути к катастрофе: политическая карта Европы во Второй̆ половине 1930-х гг. было посвящено посвящено проблеме изменения политической карты Европе накануне Второй мировой войны. Территория и границы являются одним из ключевых атрибутов суверенного государства. Изменение границ в пользу государства-агрессора в нарушение норм международного права и ключевых международных соглашений с молчаливого согласия «западных демократий» (политика умиротворения) являлось отражением изменения баланса власти между государствами и выступало еще одним свидетельством неумолимого движения Европы к мировой катастрофе.
В сообщении "Деятельность Лиги Наций в условиях распада Версальско- Вашингтонской системы (сентябрь 1938 - август 1939)" м.н.с. кафедры новой и новейшей истории Д.В. Родин рассказал об утрате авторитета Лиги Наций концу 1930-х гг. вследствие пассивности организации при разрешении международных кризисов и споров. Вместе с тем в 1938-1939 гг. Лига продолжала свою работу, ее комитеты исправно функционировали, а политики и дипломаты обращались к организации в надежде привлечь внимание мировой общественности к проблемам своих стран. К несчастью для них, громоздкая и неповоротливая машина Лиги оказалась неспособной ни к принятию срочных действенных решений, ни к исполнению роли хранительницы идеалов безопасности, сотрудничества и мира. Начало Второй мировой войны продемонстрировало окончательное фиаско международной организации, окончательно превратившейся к тому временив инструмент для защиты интересов отдельных великих держав.
Доклад "От политики умиротворения к политике гарантий: дилеммы британской̆ стратегии (октябрь 1938-март 1939 г.)." к.и.н., доцента кафедры новой и новейшей истории Е.В. Романовой был посвящен проблеме трансформации британского внешнеполитического курса в условиях повышения вероятности большой войны в Европе после заключения Мюнхенского соглашения и последовавшего за ним присоединения к Германии Судетской области Чехословакии. Кратко охарактеризовав историографические дискуссии по вопросу о мотивах политики умиротворения и о значении гарантий, предоставленных Лондону малым странам Восточной и Юго-Восточной Европы в конце марта – апреле 1939 г., докладчик уделила особое внимание освещению процесса подготовки выступления Н. Чемберлена в Палате общин британского парламента с заявлением о гарантии Польше 31 марта 1938 г., а также анализу оценок британскими политиками, дипломатами и военными преимуществ и недостатков принятия курса на сотрудничество с СССР, рассматриваемого ими и в качестве альтернативы, и в качестве возможного дополнения политики гарантий.
В выступлении к.и.н., доцента кафедры новой и новейшей истории Р.А. Сетова "Роль СССР в международных отношениях накануне Второй мировой войны: американская концепция" основное внимание было привлечено к восприятию Советского Союза как «геополитического преемника» Российской империи, враждебного интересам США государства, которое может воспользоваться мировой войной для установления своей гегемонии в Европе. В Вашингтоне до января 1941 г. вопрос о возможном сотрудничестве с СССР в борьбе в Германией не рассматривался.
К.и.н., доцент кафедры новой и новейшей истории Т.Ю. Тимофеева в докладе "Образ СССР в германской̆ прессе накануне Второй мировой войны" рассказfkf об образе Советского Союза в нацистской прессе, который ожидаемо конструировался исключительно в негативных тонах, однако после подписания договора о ненападении в августе 1939 года была поставлена задача по его коррекции. С трудом и не всегда логично журналисты попытались изменить образ расового врага на нейтральный. В результате можно сделать выводы, что и сам договор, и кратковременный период взаимодействия рассматривались германской стороной как тактическое временное отступление от главной цели - неизбежного военного столкновения.
В выступлениях коллег из Института всеобщей истории РАН к.и.н., с.н.с. Е.М. Мироновой "Совет послов Русского Зарубежья накануне Второй мировой войны" и к.и.н., с.н.с. А.О. Хорошевой "Бельгия в системе международных отношений накануне Второй мировой войны: от политики «свободных рук» к «нейтралитету»" были рассмотрены проблема отношения русской миграции к происходившим процессам в Европе и проблема постоянного нейтралитета Бельгии в условиях нарастания военной угрозы.