Новости исторического факультета
20 июля 2022 года Заслуженный преподаватель Московского университета, зам. заведующего кафедрой истории древнего мира исторического факультета МГУ, к.и.н., доцент О.В. Томашевич выступила в лектории павильона "Рабочий и колхозница" на ВДНХ с публичной лекцией "Эпоха Тутанхамона: любимцы царской семьи и знати". Лекция состоялась в рамках цикла встреч с российскими египтологами и была приурочена к выставке "Сокровища гробницы Тутанхамона", проходящей в 33 павильоне ВДНХ.
Ольга Владимировна рассказала слушателям о том, что древние египтяне содержали домашних питомцев не только с целью практического применения их в хозяйстве (будь то охота или защита от грызунов), а как мы сейчас – просто как любимчиков, что очевидно благодаря многочисленным изобразительным источникам. Некоторые древнеегипетские животные привычны для нас: это коты и собаки, но есть и более экзотические: например, обезьяны и почему-то гуси.
Рельефы и росписи в гробницах знати, остраконы, папирусы и царские памятники всех периодов более, чем трехтысячелетней истории древнего Египта, дают яркий и красивый материал по этой теме. В центре внимания лектора был амарнский период в связи с проходящей на ВДНХ выставкой реплик сокровищ гробницы Тутанхамона.
На памятниках Тутанхамона мы видим собак: на охоте и на войне. Обезьяны – павианы и мартышки – тоже были домашними любимцами и, естественно, с ними много юмористических изображений. Но есть такие и с котами, и с собаками – сатирические папирусы и рисунки на остраконах "перевернутого мира" распространились при ХIХ-ХХ династиях и в определенной степени были реакцией на реформу Эхнатона.
Дружба человека с собакой в долине Нила прослеживается с древнейших времен. Много свидетельств об использовании собак как охотничьих (разные виды гончих) и сторожевых, но есть изображения коротконогих пёсиков и упоминания в текстах собачонок, спящих в постели хозяев.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Сложнее понять, когда коты стали домашними, к тому же в изображениях встречаются похожие на них дикие сервалы, каракалы, генетты. Но с эпохи Среднего царства, т.е. с конца III тыс. до н.э., коты явно становятся домашними любимчиками. Особенно много прекрасных изображений котов, преимущественно рыжих, в росписях вельможеских гробниц Нового царства. Любили их в семье Аменхотепа III, к которой принадлежал Тутанхамон.
Norman de Garis Davies. The tomb of Nakht at Thebes. – New York, 1917. – Plate 10. (Metropolitan Museum of Art, Egyptian Expedition)
Умная и властолюбивая царица-мать Тэйе, супруга Аменхотепа III, держала под своим троном минизоопарк: кота, гуся и мартышку. Дорогой известняковый саркофаг был изготовлен для кота их старшего сына, царевича Тутмоса, наследника престола. Но взошедший на престол из-за смерти старшего брата Аменхотеп IV, сменивший свое имя на Эхнатон и прославившийся удивительной религиозной реформой, похоже, был равнодушен к братьям меньшим: на его изображениях кроме него и бога Атона только жена, Нефертити, их дочери и иногда раболепные подданные.
The Metropolitan Museum of Art (Нью-Йорк, США)
Лектор обратила внимание на то, что античные авторы удивлялись процветавшему в Египте культу животных. Но мы не должны забывать, что египетская изобразительность всегда наполнена символами и смысловой игрой, и каждая фигура – иероглиф. Образы домашних любимцев не просто дополняли картины быта, животные символизировали те качества своих владельцев, которые были важны для их существования в вечности.