Новости исторического факультета

01.11.2020 Сотрудники исторического факультета МГУ – участники IX Международной научной конференции "Актуальные проблемы теории и истории искусства"

Сотрудники исторического факультета МГУ – участники IX Международной научной конференции "Актуальные проблемы теории и истории искусства"

26-31 октября 2020 года представители исторического факультета МГУ приняли участие в IX Международной научной конференции "Актуальные проблемы теории и истории искусства", которая прошла в очно-заочном формате на базе Санкт-Петербургского государственного университета. В этом году она была посвящена памяти Татьяны Валериановны Ильиной (1934-2020) – профессора Санкт-Петербургского университета, в прошлом – заведующей кафедрой истории искусства, выдающегося специалиста по истории русского искусства XVIII века, ушедшей из жизни в день открытия форума.

В состав оргкомитета со стороны исторического факультета МГУ вошли доцент кафедры истории отечественного искусства А.С. Преображенский и сотрудники кафедры всеобщей истории искусств: старший преподаватель А.В. Захарова, доцент Е.А. Ефимова, старший преподаватель М.А. Лопухова, доцент Т.П. Кишбали, старший преподаватель Н.А. Налимова.

5 преподавателей, а также 17 студентов и аспирантов исторического факультета выступили с докладами в девяти тематических секциях конференции.

В секции "Искусство древнего мира" прозвучали доклады представителей кафедры всеобщей истории искусств: к.иск., ст. преподавателя Н.А. Налимовой, к.иск., доцента Т.П. Кишбали, аспирантки А.А. Корзун и соискателя М.Н. Ненаховой.

подробнее...

Н.А. Налимова и А.В. Дедюлькин (Южный федеральный университет) обратились к проблеме конструирования образа в греческом парадном доспехе IV-III вв. до н.э., на примере шлемов т.н. группы Конверсано, "изображающих" персонажей дионисийского фиаса, и панциря из Лаоса, представляющего торс Эрота. Их форма и декор (с использованием стилизованных анатомических элементов, предметов одежды и украшения, включение элементов не только реальных, но и фантастических) предполагают идею мифологического преображения носителя такого доспеха. Поднятая тема также выводит нас к феномену перевоплощения, театрализации, мифологизации реальности в позднеклассическом и эллинистическом искусстве.

Т.П. Кишбали посвятил свое выступление особой группе скальных памятников Анатолии – к т.н. "тронам". Изучение этих памятников связано с множеством трудностей: отсутствие точных датировок, неясность их назначения и контекста. В докладе были обобщены древние источники и современные взгляды на три скальных "трона", а также были предложены новые интерпретации с учетом основных ландшафтных ориентиров, расположенных в зоне видимости от "тронов".

А.А. Корзун предложила интерпретацию сюжетов цикла рельефов подиума здания скены римского театра в Нисе (Кария, Малая Азия). На основе иконографических параллелей и литературной традиции была установлена связь между дионисийской тематикой и сюжетами, связанными с местными культами. В рамках доклада были предложены обоснования подобного нарратива с учетом социокультурной среды рубежа II-III вв. и театрального контекста.

М.Н. Ненахова предложила интерпретацию комплекса росписей терракотового клазоменского саркофага, принадлежащего к "группе Альбертинум" из собрания Британского музея (510-470 гг. до н.э.). Докладчик последовательно проанализировала иконографические и семантические составляющие оформления, затронула тему возможных аналогий с сюжетами гомеровского эпоса. Было также затронута проблема соотношения росписей с пространственной структурой памятника, обусловленность тем и мотивов тем, где они конкретно располагаются в пространстве саркофага.

свернуть текст


Доклады по раннехристианскому и византийскому искусству, а также по искусству христианского Востока представили старший преподаватель кафедры всеобщей истории искусств А.В. Захарова, магистрант той же кафедры М. Заворина и аспиранты К.Б. Образцова и А.В. Лихенко. Многие из выступлений были посвящены развитию тех или иных традиций в раннехристианской и византийской иконографии. Интересный тематический блок составили доклады, посвященные портретным изображениям разного времени и назначения.

подробнее...

К.Б. Образцова сделала полезный обзор погребальных портретов в живописи раннехристианских катакомб, предложив свой вариант классификации и интерпретации этих изображений. Вслед за рассмотрением сложностей, связанных с идентификацией таких изображений, образы умерших были проанализированы с точки зрения их портретной характеристики. В заключение был сделан вывод о том, что стремление зафиксировать конкретную личность умершего в живописи катакомб не исчезает. Однако во многом образы умерших теряют жанровую специфику и становятся неразличимыми с другими типами изображений.

А.В. Лихенко рассказала об известном, но недостаточно осмысленном памятнике монументальной живописи XIII века недалеко от Кастории – о фресках церкви Святого Георгия в Оморфокклисия. В ансамбле она выявила две индивидуальных манеры, которые убедительно вписала в круг памятников, созданных в конце XIII века эпирскими мастерами. Слушатели особенно отметили редкость представленного в докладе материала, основанного на собственных фотографиях и натурных наблюдениях докладчицы.

А.В. Захарова выступила с докладом "Региональные интерпретации столичных образцов в византийской архитектуре XI в.". На примере церкви Панагии тон Халкеон в Салониках (1028 г.) было показано, как средневековый архитектор творчески переработал константинопольскую типологию, используя некоторые композиционные приемы и формы, почерпнутые из разных источников. Особенности строительной техники и артикуляции фасадов указывают на конкретный столичный образец столетней давности: Мирелейон, двухъярусный храм-усыпальницу, построенный императором Романом Лакапином. В то же время, солунский храм имеет двухэтажный нартекс с двумя высокими куполами, что не встречается среди сохранившихся константинопольских храмов IX–XI вв., зато хорошо известно на Афоне в кон. X–XI в. Целый ряд других особенностей в оформлении фасадов говорит о творческом переосмыслении местных, столичных и афонских образцов, в результате чего рождается абсолютно оригинальное произведение, не имеющее близких аналогов.

М Заворина представила доклад, посвященный особенностям ассимиляции эпирской традиции в архитектуре Охрида и Прилепа конца XIII – начала XIV вв. Проблема взаимовлияния региональных центров на сегодняшний день является ведущей в изучении поздневизантийского зодчества и предоставляет ряд дискуссионных вопросов для исследователей. В докладе на основе комплексного анализа, охватывающего типологический, морфологический, композиционный и декоративный аспекты, была предпринята попытка первичной систематизации памятников двух крупных архитектурных центров Македонии. Внутри каждой из групп памятников были выявлены технико-технологические особенности, позволяющие говорить об одновременной работе в этих землях нескольких эпирских строительных артелей разной выучки. Идентификация этих артелей через сопоставление с отдельными памятниками на территории Эпира с целью прояснения картины развития поздневизантийского зодчества в Македонии определена приоритетной задачей для продолжения исследования проблемы.

свернуть текст


Две аспирантки кафедры всеобщей истории искусств, Н.А. Дядюнова и Ю.А. Сычева, приняли участие в секции, посвященной проблемам средневекового искусства христианского Запада.

подробнее...

Н.А. Дядюнова рассмотрела иконографическую традицию каталонского романского искусства XI-XII веков. Его целью стало отразить специфику изучения национального каталонского искусства в разные исторические периоды (в конце XIX - начале XX века на заре формирования каталонского национализма, в период диктатуры генерала Франсиско Франко с 1936 по 1975 и уже в наши дни, когда каталонская националистическая идея зазвучала с новой силой) в зависимости от меняющегося социокультурного и политического контекста. В рамках доклада акцент был сделан на актуальных исследованиях, в которых каталонская традиция была представлена как самобытная, независимая от испанского искусства, но вовсе не изолированная от искусства средневекового европейского Средиземноморья, что, безусловно, отражает современные сепаратистские настроения в Каталонии.

Ю.А. Сычева сосредоточила внимание слушателей на двух листах с ветхозаветными композициями, созданных в маасском регионе в XII в. Сюжеты, помещенные на листах, в маасских памятниках XII в. фигурируют в качестве прообразов Распятия Христа (Принесение в жертву Исаака, Жертвоприношения Каина и Авеля, Благословение Ефрема и Манассии и др.). В докладе был предпринят иконографический анализ композиций, который делает возможным предположение об использовании листов в качестве образцов для других манускриптов и памятников декоративно-прикладного искусства второй половины XII в.

свернуть текст


Секция "Искусство Ренессанса", прошедшая под председательством заместителя заведующего кафедрой всеобщей истории искусств, старшего преподавателя, к.иск. М.А. Лопуховой и доцента НИУ-ВШЭ, к.иск. О.А. Назаровой, была насыщенной и многообразной, охватив различные регионы и страны, виды искусства и жанры искусствознания. Свои доклады представили доцент кафедры всеобщей истории искусств Е.А. Ефимова, аспиранты Р.И. Мусина, О.С. Смаголь, М.В. Пирожкова и выпускница кафедры всеобщей истории искусств, сотрудник исторического факультета МГУ Л.Г. Окрошидзе.

подробнее...

Р.И. Мусина представила выводы, полученные в ходе работы над магистерской диссертацией, которые позволили по- новому взглянуть на разработку церковного фасада в Венеции раннего Возрождения как на художественную задачу. Фасадные композиции, которые существовали в Венеции до начала XVI века, отразили творческие поиски архитекторов города. Были намечены три аспекта, изучение которых, по мнению автора, позволяет приблизиться к пониманию архитектурной повестки в Венеции и проблемы церковного фасада: положение Венеции относительно других художественных и архитектурных центров, специфика венецианского отношения к античности, а также характерный для Венеции интерес к наложенным каменным структурам фасадов, сложенным из разных сортов мрамора.

В докладе О.С. Смаголь были рассмотрены актуальные тенденции в историографии вопроса сложения и позднейших интерпретаций художественного образа болонского палаццо XV-го века. Эти тенденции были условно охарактеризованы как «ретроспективная», «монографическая» и «перспективная». Были сделаны выводы о современном интересе к региональным исследованиям эпохи позитивизма, особенно фигурам Альфонсо Руббиани и Ф. Малагуцци Валери и их деятельности (А.М. Шанкен, В. Рубби). Также было отмечено расширение круга монографических публикаций, посвящённых отдельным памятникам дворцовой архитектуры (С. Беттини, М.Т. Самбин де Норчен и др.). Тема изучения болонского фасадного портика была представлена в хронологической перспективе и в межрегиональном контексте как одна из важных сегодня в свете проблемы включения болонских портиков в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

М.В. Пирожкова затронула проблему сосуществования готики и Ренессанса в архитектуре Испании XVI века. "Трактат об архитектуре" Алонсо де Вандельвиры, обильно иллюстрированная рукопись, позволяет наглядно проследить наличие двух тенденций в стереотомических чертежах сводов, арок, лестничных маршей, тромпов и прочих архитектурных элементов. В докладе текст трактата Вандельвиры был частично сопоставлен с работой Фелибера де Л’Орма, чтобы выявить разницу подходов испанского и французского архитекторов, а также был поднят вопрос о заимствовании терминологии. Длительное время считалось, что Алонсо де Вандельвира перевел на испанский язык все термины, использованные в трактате де Л’Орма, однако есть все основания полагать, что заимствование французской терминологии произошло гораздо раньше, так как нередко в XIII-XIV вв. для строительства соборов в Испанию приглашали французских мастеров.

Методы конструирования личности и биографии ренессансного мастера в научной литературе, одного из наиболее "детективных" жанров искусствоведческого исследования, на примере историографии творчества Ж. Андруэ-Дюсерсо раскрыла Е.А. Ефимова.

М.А. Лопухова разъяснила специфику символического назначения гротескового орнамента, которое особенно ценилось в период формирования этого типа декора, на примере двух капелл, созданных по заказу кардинала Оливьеро Караффа в Риме и Неаполе на рубеже XV-XVI вв. Большой блок докладов ренессансной секции освещал искусство итальянского маньеризма, что достаточно наглядно свидетельствует о новом витке исследовательского интереса к этому сложному и многосоставному художественному феномену. Основной фокус этого интереса, что также примечательно, оказался направлен преимущественно на социально-политическое и литературно-аллегорическое толкование исторических картин и портретов и на проблему соотношения живописи с современными философскими и эстетическими представлениями. Так, аспирант кафедры всеобщей истории искусств Р.Р. Холев посвятил своё выступление иконографии, иконологии и визуальной риторике портрета в медичейской Флоренции на примере "Юноши с алебардой" Якопо Понтормо.

Л.Г. Окрошидзе в своём сообщении рассказала об одной из самых известных работ эстонского мастера эпохи Ренессанса Михеля Зиттова. На протяжении ХХ века изображение считалось портретом Екатерины Арагонской, но в 2008 году, в связи с публикацией нового исследования, портрет стал считаться изображением Марии Тюдор (сестры Генриха VIII). Л.Г.Окрошидзе представила новые данные и аргументы, которые позволяют вернуться к первоначальной атрибуции.

свернуть текст


Программа секции, посвященной древнерусскому искусству, была разнообразна, но, как и в случае с многими другими конференциями, продемонстрировала устойчивый интерес к памятникам и проблемам, связанным с художественной культурой русского позднего Средневековья. В рамках работы секции свои доклады представили доцент кафедры истории отечественного искусства, к.иск. А.С. Преображенский, студентка второго курса магистратуры этой же кафедры Е.С. Краснова и аспирант М.О. Онуфриенко.

подробнее...

А.С. Преображенский, в последнее время занимающийся исследованием русского изобразительного искусства рубежа XVI–XVII вв., выступил с докладом "Русская живопись годуновской эпохи в зеркале историографии". Желая избежать перечисления имен и пересказа текстов предшественников, докладчик широкими мазками обрисовал состояние проблемы, сделав акцент на необходимости вывести искусство годуновского периода из тени смежных явлений, а именно искусства эпохи Ивана Грозного и первых Романовых, а также «строгановской» иконописи, которую правильнее считать одним из вариантов художественной культуры позднего XVI и первых десятилетий XVII в. А.С. Преображенский подчеркнул, что изобразительное искусство годуновской эпохи является не переходным, а самодостаточным явлением, находившимся в состоянии активного диалога с другими художественными феноменами включая византийское искусство позднепалеологовского времени. Доклад был проиллюстрирован малоизвестными произведениями, в том числе фресками Смоленского собора Новодевичьего монастыря, которые благодаря ведущимся сейчас реставрационным работам предстают перед исследователями в непривычном виде. Эти росписи, созданные около 1598 г., теперь можно считатьновооткрытым памятником, способным существенно изменить традиционные представления о стиле живописи годуновской эпохи.

М.О. Онуфриенко в докладе "Проблема формирования иконографии литургических сюжетов в русском искусстве XVI в." показал, что на протяжении XVI в. сосуществует сразу несколько литургических сцен: "Да молчит всякая плоть человеча", "Иже херувимы" и "Видение Григория Богослова". Также в докладе была затронута проблема генезиса эти сюжетов, поскольку из-за утраты самых ранних памятников трудно однозначно установить особенность их появления и бытования: судя по всему, они появляются в разных регионах (Москва, Псков) практически независимо друг от друга и по-разному развиваются на протяжении XVI в.

Е.С. Краснова в докладе "Северные резные иконы Чуда Георгия о змие рубежа XVI – XVII веков" рассмотрела группу резных деревянных киотных икон, созданных на территории современной Архангельской области в один промежуток времени – приблизительно в конце XVI – начале XVII в. Все рассматриваемые памятники объединены общим сюжетом и изображают Чудо Георгия о змие. Кроме того, они обладают общими иконографическими и стилистическими качествами, что позволяет говорить о их принадлежности к единой художественной традиции (в то время как искусству этого региона в целом присуще большое стилистическое разнообразие), и о формировании в ее рамках особого варианта образа св. Георгия.

свернуть текст


В секции "Искусство Востока" многие докладчики обратились к историографическим темам; по такому пути пошла и аспирантка кафедры всеобщей истории искусств Е.С. Ванеян, выступив с докладом "«Живые образы» против «обмирщения»: альтернативные интерпретации стиля японской скульптуры эпохи Камакура".

подробнее...

В своем выступлении она отталкивалась от концепции обмирщения, встречающейся у А.Н. Виноградовой в монографии о японской скульптуре. Е.С. Ванеян показала, что этой концепции противоречат многие аспекты истории скульптуры того периода, в первую очередь распространение и усложнение культовых вложений внутрь образов и распространение веры в статуи как в "живых будд".

свернуть текст


На секции "Теория искусства" выступили аспиранты кафедры всеобщей истории искусств С.В. Петрушихина и П.В. Дедюхина

подробнее...

С.В. Петрушихина представила доклад "Осмысление понятия телесности современными представителями феноменологии архитектуры". Основное внимание докладчика было сосредоточено на концепциях телесности А. Перес-Гомеса, Ю. Палласмаа и С. Холла. Выступающая пришла к выводу, что философским основанием этих концепций являются работы М. Мерло-Понти, гештальт-теория и теория вчувствования. Персоналии, чьи концепции были описаны в постерном докладе, указывали на значение чувственного опыта реципиента в процессе формирования целостного образа архитектурного сооружения.

П.В. Дедюхина презентовала доклад на тему "Междисциплинарный подход в изучении романов без слов первой половины ХХ века", который был посвящён проблеме анализа визуального языка в романах без слов. Основная задача этого жанра – создать считываемое повествование без помощи слов, через последовательность связанных нарративных изображений, складывающихся в новый, универсальный визуальный язык, не требующий перевода. В связи с этим наиболее глубокий и всесторонний анализ такого рода графических произведений возможен на стыке различных подходов, содержащих элементы семиотического анализа, наработки в области визуальных исследований и анализа отдельных приемов кинематографа.

свернуть текст


В секции "Искусство XX века и современности" выступила аспирантка кафедры всеобщей истории искусств С.О. Макеева с докладом на тему "Пространственные произведения Light and Space в контексте становления жанра инсталляции в 1960–1970-х гг.".

подробнее...

Предметом исследования стали инсталляции Роберта Ирвина – лидера калифорнийского движения Light and Space, в чьём творчестве в своеобразном ключе были осмыслены характерные для инсталляции как жанра проблемы: сайт-специфичность; стремление к вовлечению зрителя во взаимодействие с произведением; акцент на телесном восприятии, а не только лишь визуальном. С.О. Макеева рассмотрела факторы, которые повлияли на выработку художественного языка Р. Ирвина и других представителей Light and Space: увлечение феноменологией Эдмунда Гуссерля и Мориса Мерло-Понти, характерное для 1960-х гг., а также интерес художников этого направления к когнитивным наукам, нацеленным на изучение механизмов восприятия. В докладе отдельное внимание было уделено процессу перехода Р. Ирвина к работе с новым на тот момент жанром инсталляции от живописи через объект. На материале двух характерных инсталляций Ирвина 1970-х гг. ("Распределенный свет – Потолок, частично закрытый сеткой – Струна, натянутая на уровне глаз", 1970; "Объём, сформированный чёрной линией", 1975) был выявлен механизм воздействия данных работ на зрителя, а также проанализировано, как именно проблема восприятия разрабатывалась художниками Light and Space в их пространственных проектах.

свернуть текст


"Актуальные проблемы теории и истории искусства" – крупнейший российский междисциплинарный научный форум, который проводится раз в два года Санкт-Петербургским государственным университетом и Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова при поддержке ведущих музеев России. Он проходит поочерёдно в Санкт-Петербурге и Москве. В 2020 году постоянным музеем-партнёром конференции, охватившей более 450 участников из двух десятков стран и нескольких сотен музейных, образовательных и научно-исследовательских институций, выступил Государственный Эрмитаж.



- Программа конференции.pdf