Новости исторического факультета

22.11.2020 Состоялись занятия по программе повышения квалификации "Предметные олимпиады школьников по истории в системе современного образования"

Состоялись занятия по программе повышения квалификации "Предметные олимпиады школьников по истории в системе современного образования"

С 10 октября по 21 ноября 2020 года в онлайн-формате были проведены занятия по программе повышения квалификации для учителей и преподавателей вузов "Предметные олимпиады школьников по истории в системе современного образования: методики подготовки учащихся".

Эта программа была разработана руководителем отдела довузовской подготовки исторического факультета МГУ, зав. лабораторией теоретико-методологических проблем исторического образования, членом Жюри и Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по истории, автором методических пособий для участников олимпиад, к.и.н., доцентом кафедры истории средних веков А.А. Талызиной. В проведении занятий также приняли участие: к.и.н., доцент кафедры истории Росси до начала XIX века Д.А. Хитров, к.и.н., доцент кафедры истории России XIX века – начала XX века Д.А. Черненко, аспирант А.А. Ручкин, выпускник исторического факультета МГУ, учитель истории МБОУ "Гимназия № 9" г. Химки (Московская обл.) Г.А. Назаров.

В рамках программы слушатели ознакомились с ролью и местом предметных олимпиад школьников в современном образовательном процессе, спецификой Всероссийской олимпиады школьников по истории, типологией заданий различных туров и методикой их оценивания. Особое внимание было уделено вопросам практической подготовки школьников к участию в олимпиадах и учителей к работе в жюри отборочных этапов Всероссийской олимпиады школьников по истории.

Рассказывает автор и основной преподаватель программы А.А. Талызина:

Подготовка школьников к участию в олимпиадах – дело очень непростое, требующее от учителя не только более глубокого погружения в предмет, авторских методик работы с одаренными школьниками, индивидуального подхода к каждому ученику, но и настоящего энтузиазма, готовности жертвовать свободным временем, прилагать огромные дополнительные усилия в деле, результаты которого могут принести свои плоды только через несколько лет. Отрадно, что именно такие неравнодушные люди, энтузиасты своего дела и собрались на нашей программе.

Очень порадовали несколько обстоятельств. Во-первых, благодаря дистанционной форме проведения занятий, программа привлекла внимание педагогов из различных регионов: занятия посещали свыше 20 учителей и преподавателей высшей школы из Москвы, Московской обл., Татарстана, Краснодарского края, Севастополя, Екатеринбурга, Новосибирска, Томска, Красноярска, Ачинска, Барнаула, Пензы, Ростова-на-Дону, Чебоксар и даже Казахстана. Мы знаем, насколько отличаются условия для работы с одаренными детьми в Москве и регионах, педагоги из которых часто лишены методической помощи и совета. Здорово, что теперь они не только получили необходимые знания, но и познакомились с более опытными коллегами, создали собственный чат ВК, а, значит, смогут продолжить такую важную и полезную работу и по завершении программы. Во-вторых, порадовала активность педагогов, их неравнодушное отношение к делу: ведь так непросто после напряженной рабочей недели семь суббот подряд по 3 часа посвящать дополнительным занятиям!

Наконец, по завершении программы было ощущение (и, судя по отзывав, не только у меня), что расстаешься с единомышленниками, а значит, расстаешься ненадолго. Надеюсь, что программа дала мне и слушателям действительно замечательную возможность найти новых соратников, а может, и друзей!".

Предлагаем вашему вниманию отзывы слушателей:

Л.А. Воробьева – учитель истории МБОУ "Гимназия №1" г. Чебоксары

Курсы "Предметные олимпиады школьников по истории" позволили узнать как общие методические приемы работы с учениками по подготовке к олимпиадам разного уровня, так и методы, позволяющие определить алгоритм работы над наиболее сложными творческими заданиями: олимпиадное эссе, исторический проект, выступление на устном туре. Занятия были практико-ориентированными, в ходе которых курсанты были то в роли участников олимпиады, то в роли экспертов. Большая благодарность преподавателям исторического факультета МГУ, которые вели курсы, и Д.А. Хитрову, и Д.А. Черненко, и, безусловно, главному энтузиасту всей нашей работы, Анне Аркадьевне Талызиной. В ходе курсов состоялся обмен опытом работы по подготовке к олимпиадам по истории, своими наработками поделились коллеги из Севастополя, Татарстана, Подмосковья. Каждую субботу с 10 октября по 21 ноября с нетерпением ждала начала курсов.

А.И. Ощепков – старший преподаватель КрасГАУ, Ачинский филиал.

Курс понравился, было много практических занятий. Было очень здорово,что были приглашены многочисленные эксперты, члены жюри Заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, разработчики исторических проектов и тд. Но мне кажется, что все- таки не хватило такого момента, как написание собственных преподавательских эссе, собственных проектов, и последующей проверки на занятиях. Наш формат работы был второпях. Невозможно было прочитать иногда источник до конца, а уже нужно было приступать к его анализу. Особенно это касается Дмитрия Хитрова. Я работал по его проектам активнее всех, но по сути я не успевал вчитаться иногда в текст, а он уже задавал вопросы. Хоть раз можно было бы дать задание на дом, сделать проект никуда не торопясь. У Хитрова подобных текстов по его словам, вагон. Он бы мог задать и посложнее, чем школьникам. Да. Это не ради просто критики. Анна Аркадьевна попросила в отзывах дать обратную связь и дать советы по улучшению со стороны слушателей.

О.С. Уколова – доцент кафедры общественно-научных дисциплин ГАОУ ДПО СО "ИРО".

Большое спасибо за курсы! Очень полезно напрямую пообщаться с разработчиками заданий, понять внутреннюю логику олимпиады. Понравился разбор детских работ, и самостоятельное выполнение сложных заданий тоже помогло понять, как учить этому детей, как оценивать их работы. Много полезных практических советов, которые сразу можно применить в работе!

Е.Ю. Шуняева – учитель Лицея № 4, Ейск, Краснодарский край.

Огромное спасибо за организацию и поддержку интеллектуального олимпиадного движения. Нам, учителям, живущим в регионах это просто необходимо. Есть желание, а инструментов не хватает. Такие курсы выравнивают возможности для подготовки всех детей нашей страны. Успехов в вашей деятельности.

В.А. Елистратов – учитель КГБОУ "Красноярская Мариинская женская гимназия-интернат".

Хочется выразить благодарность команде наставников курсов повышения квалификации, руководителю Анне Аркадьевне Талызиной, отделу дополнительного образования исторического факультета МГУ за организацию курсов повышения квалификации. В программе были рассмотрены актуальные вопросы подготовки к олимпиадам в очном и онлайн-форматах, сделаны акценты на современных тенденциях олимпиадного движения, рассмотрены основные типы заданий регионального и заключительного этапов. Большое спасибо хочется сказать за интерактивные формы сотрудничества, живое общение, содержательные практические задания. Успехов преподавателям и сотрудникам исторического факультета.

Е.Н. Маслак – к.и.н, доцент Высшей школы бизнеса ЮФУ, председатель областной предметной комиссии по истории.

Спасибо большое за грамотную организацию курсовой подготовки для преподавателей по истории! Несмотря на ограниченное количество часов, курсы получились очень насыщенными , сбалансированными. Отдельное спасибо хочется сказать Анне Аркадьевне за грамотный подбор преподавательского состава, за возможность на практике провести работу с самыми сложными заданиями олимпиады: эссе, проектом и устным туром. Обязательно буду рекомендовать курсы своим коллегам, которые входят в региональную комиссию по истории.

О.А. Новинская – учитель МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №16"

Возможность пройти такие курсы, это глоток свежего, компетентного, профессионального воздуха. Нам педагогам из глубинки (Кузбасс - Березовский ГО) сложившаяся ситуация оказалась выгодной. Надеюсь, такой формат сохраниться, так как поехать и пройти курсы, просто нереально. Было очень много полезной, нужной информации, раскрыты все основные этапы. Очень понравилось практическое занятие с детьми, пусть и долго, но нам все больше и больше становилось понятно, что нужно. Спасибо!