Новости исторического факультета
25 апреля 2018 года на историческом факультета МГУ по приглашению кафедры всеобщей истории искусств с блестящей лекцией "Марсилио Фичино, неоплатонизм/герметизм и иконология: к вопросу о сложившихся стереотипах" выступил к.и.н., Ph.D Ованес Львович Акопяна>.
Считается, что труды Марсилио Фичино, крупнейшего итальянского мыслителя второй половины XV века, были важным источником для поколений ренессансных живописцев. По мнению многих исследователей, в философских построениях Фичино, в частности, в его теории любви или магико-астрологических текстах, художники черпали вдохновение для собственных работ. Поэтому основной целью выступления О.Л.Акопяна были поиски ответа на вопрос, насколько такая интерпретация взаимодействия слова и текста правомерна и даже в большей степени – насколько правомерно привычное толкование и канонические переводы текстов Марсилио Фичино.
В первой части лекции наш гость очертил, что представляла собой интеллектуальная культура Флоренции конца XV - начала XVI века, настаивая, что характер ее не определялся исключительно платонизмом, и последовательно опровергнул миф о существовании институционально оформленной Платоновской академии. Далее были рассмотрены основные этапы творческой биографии Марсилио Фичино, его версия концепции «древней теологии», взаимодействие ars и tekhne в его трудах и его толкование историками искусства ХХ в., в частности Э.Панофским.
Кульминацией лекции стал подробный текстологический и богословский комментарий к одной из глав "Комментария на «Пир» Платона", в ходе которого О.Л.Акопян разъяснил, чем в действительности были "любовь" и "эстетика" по Фичино, отвергнув куртуазную интерпретацию фичиновского Амора.
В завершение своего выступления лектор призвал коллег-искусствоведов осторожнее относиться к философским текстам эпохи Возрождения, оставив им доказательство тезиса – разумеется, дискуссионного, что художественный мир позднего XV века не соприкасался с миром философов.
После лекции развернулась яркая и продолжительная дискуссия, в которой участвовали историк архитектуры С.Ю.Кавтарадзе, историк В.Авдонин, искусствоведы О.А.Назарова, М.А.Лопухова, У.П.Доброва, студенты и аспиранты кафедры всеобщей истории искусств и наши гости. Заданные лектору вопросы касались как специальных, так и основополагающих для изучения культуры Возрождения проблем: общих методологических установок истории искусства, в том числе критики иконологии; богословской системы Фичино; понимания образа в его текстах; его переводческой и издательской стратегии; роли политических амбиций Козимо Медичи в поощрении платоновской философии; природы философских воззрений Пико делла Мирандола и Джордано Бруно и, шире, ключевой для американской и европейской интеллектуальной истории дискуссии о расширительном понимании гуманизма; византийских истоков итальянского Возрождения.
Ованес Львович Акопян - выпускник кафедры средних веков исторического факультета МГУ, кандидат исторических наук, Ph.D in Renaissance Studies (CSR, Warwick), научный сотрудник Инсбрукского университета имени Леопольда и Франца (Австрия). Наряду с исследованиями, посвященными ренессансной магии и астрологии, в данный момент в рамках "ERC advanced grant «NOSCEMUS: Latin and early modern science»" (PI – профессор Мартин Кореньяк, Инсбрук / Институт неолатинских исследований имени Людвига Больцмана) работает над двумя проектами: первый из них посвящен описанию и объяснению естественных катастроф в раннее новое время; второй – теориям приливов в натурфилософии эпохи Возрождения. С публикациями нашего гостя можно ознакомиться на сайте academia.edu.