В 2017 году исполняется 10 лет кафедре истории Церкви. Она была воссоздана на историческом факультете МГУ в 2007 году и на данный момент является единственной в своем роде в светских университетах России и ближнего зарубежья. Преподавание церковной истории в Императорском Московском университете ведет отсчет с 1810-х гг., а самостоятельная кафедра существовала на историко-филологическом факультете в 1863-1917 гг.
По случаю юбилея заведующий кафедрой, профессор В.В.Симонов дал интервью молодежному интернет-журналу МГУ "Татьянин день", в котором рассказал о том удалось ли кафедре стать "своей" на факультете, как менялось отношение к ней со стороны студентов, легко ли там учиться, над какими научными проблемами работают выпускники кафедры и ее сотрудники, а также о многом другом.
Некоторые фрагменты этого интервью, посвященные различным сторонам жизни кафедры, вы можете прочитать, нажав на соответствующую кнопку:
Историография церковной истории началась в традиции античных "Историй" (Геродота, Фукидида, Плутарха, Диодора и других) и средневековых "Хронографий". Когда же история Церкви стала входить в круг академических предметов, она конституировалась как вспомогательная богословская дисциплина. Только XVIII XIX века стали временем, когда церковная история постепенно приобретает относительно самостоятельный характер. В России такая своеобразная эмансипация истории Церкви от богословского цикла реально происходит с введением университетского устава 1863 г. и формированием в основных университетах кафедр церковной истории, которые возглавляли уже не законоучители, а серьезные историки...
В итоге сформировалась своеобразная дуалистическая система: в духовных академиях церковная история продолжала развиваться в богословском цикле, в светских университетах — как часть исторической науки, но все-таки некоторым образом — рядом с ней. В то же время специалисты по истории Церкви по традиции квалификационно аттестовывались отдельно от богословов — существовала (и сейчас существует в духовных школах) степень "доктор церковной истории", отдельная и от doctor theologiae (DTh), и от "доктора церковного права", и, тем более, от PhD...
Мы на кафедре полагаем себя продолжателями старой университетской традиции. Мне представляется, что на факультете такое отношение встречает полное понимание...
За 10-летний период существования кафедры предмет "История Церкви" органично вписался в систему исторического образования. В структуре учебного плана факультета эта дисциплина расположена таким образом, что ее изучение предваряет многие проблемы, с которыми студенты-историки столкнутся впоследствии и в рамках истории средних веков, отечественной истории позднего средневековья, истории южных и западных славян, а также новой и новейшей истории стран Европы и Америки...
В этом году вышло 4-томное учебное пособие "Общая история Церкви", ориентированное на поточные курсы для бакалавров и магистров. Несколькими годами ранее были опубликованы учебные пособия по источниковедению и историографии общей истории Церкви. Наконец, в следующем году мы хотим закончить этот цикл изданием учебного пособия по источниковедению истории Церкви в России...
Наш коллектив оказался способным по квалификации и энтузиазму организовать комплексный учебный процесс вначале на уровне специалитета, потом в системе "бакалавр магистр". Пока мы, также как историки древнего мира или средних веков, готовим "штучный товар". Тем не менее, в последние годы стали появляться дипломы, связанные и с XVIII, и с XIX, и с ХХ веками. Мне это особенно приятно — я сам по большей части работаю с новейшим периодом...
Интерес к истории Церкви со стороны студентов более или менее постоянен. Хотя учиться у нас сложно, требуется серьезная языковая подготовка и по новым, и по древним языкам, к чему не все готовы. Не просто бывает студенту определиться с хронологией и проблематикой будущего исследования. Осознание того факта, что мы работаем с временем от начала новой эры до периода новейшей истории приходит не сразу. Традиционно история Церкви в голове ограничивается древностью и средневековьем, и это крепко засело в умах. Наш раздел исторической науки — очень конкретный и требующий весьма широких знаний, в том числе знаний смежных исторических дисциплин, основ философии и многих других...
История Церкви оказалась востребованной и на уровне МГУ в целом. Уже несколько лет большой популярностью пользуется наш межфакультетский курс, связанный с местом христианства в европейской цивилизации. На него приходят студенты не только гуманитарных факультетов, что, в общем, естественно, но и представители естественнонаучных специальностей. Это очень хорошо — и в плане развития общекультурного уровня, и в плане усвоения того, в целом, сложного профессионального языка, которым оперирует не-стандартная пока еще для светского вуза наука церковной истории...
Мы стараемся принимать активное участие в научной жизни факультета и университета, находя применение результатам наших исследований не только в специальных конференциях, но и в мероприятиях, связанных с общеисторическими темами — такими, как история Второй мировой войны или революций 1917 года, которым были посвящены недавние научные конференции международного уровня, организованные факультетом. Сформировались возможности междисциплинарного общения с коллегами — например, совместного обсуждения диссертационных исследований или участия в под-готовке учебных пособий для студентов факультета...
Круг научных интересов специалистов нашей кафедры определяется не только остротой и общественной значимостью тех или иных сюжетов, но и личными качествами и пристрастиями самих исследователей. Тем не менее, есть и вполне объективные основания для приобретения тем или иным вопросом повышенной научной значимости. В существенной степени они связаны со степенью изученности той или иной проблемы, состоянием источниковой базы и возможностями ее адекватной интерпретации. Так, в истории Русской Церкви до настоящего времени множество дискуссионных мест, начиная с самой проблемы крещения Руси. Не в последнюю очередь это связано с тем, что изучение русской церковной истории имеет весьма короткую научную традицию: серьезно говорить о его начале следует, скорее всего, начиная с Макария (Булгакова), и делать существенную поправку на вынужденное "безвременье" советского времени...
Лично для меня сейчас очень важной представляется проблема современного институционального кризиса христианства, которая затрагивает все его ветви, — необходимость изучения его причин, степени влияния на него современного стремительно секуляризующегося общества, продуцирование на этой основе множества суеверий, подменяющих и христианское учение, и подчас даже Церковь. Важно также выявить возможные пути дальнейшей исторической динамики этого кризиса и его последствия для христианского учения и христианских институций...