Электронное расписание Каталог документов Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Новости исторического факультета МГУ

10.11.2017 Лекция Якомин Принс "Marsilio Ficino’s Timaeus Commentary: Musical Speculations of a Renaissance Interprete" (на англ. яз.)
 1023

10 ноября 2017 года на историческом факультете МГУ состоялась лекция доктора Якомин Принс (Университет Утрехта, Голландия – Университет Уорика, Великобритания) "Marsilio Ficino’s Timaeus Commentary: Musical Speculations of a Renaissance Interprete". Представил гостью выпускник исторического факультета, а ныне сотрудник Университета Инсбрука к.и.н. О.Л.Акопян.

Марсилио Фичино (1433-1499) – одна из ключевых фигур итальянского Возрождения. Комментарий к "Тимею" Платона принадлежит к числу наиболее значимых его работ. Несмотря на то, что этот диалог Платона оказал существенное влияние на предшествующую философскую традицию, целиком латинский Запад смог прочесть его только благодаря Фичино. Марсилио Фичино был одним из немногих гуманистов, кто взялся за этот влиятельный, но сложный текст; комментарий же сделал его ведущим теоретиком учения о гармонии, которое содержится в "Тимее", и важнейшим интерпретатором музыкально-теоретических идей и исполнительской практики, которых они касаются.

Основными темами лекции, посвященной комментарию Марсилио Фичино к "Тимею" и представлениям о музыке в эпоху Ренессанса, стали идеи Фичино о музыкальной гармонии Вселенной, о внутреннем устроении человека и гармоничном его воспитании. Согласно суждению, высказанному Платоном в диалоге "Тимей", тот, кто создал Вселенную, устроил космос как живое существо, наделенное душой и умом. Следуя идеям античного философа, Марсилио Фичино в комментарии к "Тимею" предполагает, что собственная душа, подобная душе единой Вселенной, есть и у каждого из множества звуков, которыми Вселенная наполнена. Впрочем, человек, находящийся во власти мирских страстей и эмоций, заглушающих все прочие звуки, остается невосприимчив к музыке небесных сфер.

В то же время человек умиротворенный, достаточно тонко настроивший собственную душу и сконцентрированный, может стать сопричастным космической гармонии. И тогда ему откроются безграничные возможности, которые таит в себе музыка: способность исцелять телесные болезни, воспитывать души, возможность быть услышанным высшими силами (согласно представлениям итальянского философа, небесная сфера наполнена существами, выполняющих функции посредников между небом и землей и внимающих звукам музыки человеческой).

Доктор Якомин Принс (Jacomien Prins) – научный сотрудник (Global Research Fellow) Института перспективных исследований (IAS) и Центра ренессансных исследований (CSR) Университета Уорика и научный сотрудник Университета Утрехта. Ее исследования посвящены связи между музыкальной теорией и философией в эпоху Возрождения. Среди опубликованных ею работ монографии Echoes of an Invisible World: Marsilio Ficino and Francesco Patrizi on Cosmic Order and Music Theory (2014), Sing Aloud Harmonious Spheres: Renaissance Conceptions of Cosmic Harmony (2017), а также перевод комментария Марсилио Фичино на «Тимея» Платона (Harvard University Press, I Tatti Renaissance Library series, в печати). В настоящее время Якомин Принс работает над книгой ‘A Well-tempered Life’: Music, Health and Happiness in Renaissance Learning.

Новость подготовлена студентом магистратуры Г.Бороздкиным.


Назад к списку новостей

Анонсы событий

нажмите на афишу для просмотра