Новости исторического факультета
24-25 марта 2017 года на кафедре всеобщей истории искусств состоялась международная научная конференция "Македония – Рим – Византия: искусство Северной Греции от античности до средних веков", подготовленная к.иск. ст. преподавателем Н.А.Налимовой, к. иск. ст. преподавателем А.В.Захаровой и к.иск. Т.П.Кишбали.
Ранее на историческом факультете с успехом прошли научные встречи, посвященные искусству Южной Италии (2014 год) и Малой Азии (2015 год). В этом году в центре внимания оказалось искусство классической и эллинистической Македонии, римская провинция Македония с ее ярким позднеантичным этапом и, наконец, балканская Византия с ее крупнейшим художественным центром – городом Фессалоники.
Традиционно формат конференции предусматривал сотрудничество опытных и начинающих исследователей: выступить с докладами были приглашены и искусствоведы-специалисты, и студенты старших курсов и аспиранты.
24 марта прошло заседание античной секции..
Первые два доклада были посвящены общим тенденциям в культуре и искусстве царской Македонии, а также взаимосвязям региона с другими областями античного мира. Тамаш Кишбали ("Некоторые параллели в погребальной архитектуре Карии и Македонии в IV веке до н.э.") рассмотрел параллели в погребальной архитектуре Македонии и Карии, которые, по его мнению, являются отражением общих межрегиональных тенденций, и вписываются в рамки сложной системы обмена между локальными элитами, существовавшей в Средиземноморье в IV в. до н.э. Надежда Налимова (МГУ) в докладе "Растительные мотивы в искусстве Македонии IV-III вв. до н.э.: размышления о генезисе и семантике" проанализировала роль флорального декора в искусстве Македонии IV-III вв. до н.э., формальные особенности и семантический строй флоральных композиций. Исследовательница также проследила происхождение основных мотивов из изобразительного искусства Аттики и Апулии.
Антон Дедюлькин (Новочеркасск, НМИДК) предложил новую датировку появления горгонейона с парой крыльев (известного как "Медуза Ронданини") во второй половине III века до н.э., и связал генезис образа с украшением овальных щитов-фиреев. Юрий Кузьмин (Самара, СФ МГПУ) в своем выступлении "Macedonia inermis: некоторые тенденции в изображениях на македонских рельефных надгробиях после римского завоевания (середина I-II вв. до н.э.)" убедительно связал исчезновение изображений вооруженных фигур на надгробиях с депортацией македонской военно-политической элиты и ослаблением аристократических традиций.
Александра Меденникова (Москва, МГУ) в сообщении "Троянская» иконография и погребальный ритуал в рельефах саркофага из Янины" отметила особенности интерпретации эпических сюжетов в римском погребальном искусстве, сопоставив программу декора саркофага с реальными погребальными практиками эпохи.
Дионисийская тематика была затронута двумя участниками конференции. Арина Корзун (Москва, МГУ) в своем докладе ("Рельефы южного портика театра в Филиппах: интерпретация сюжетной программы") проанализировала сложные синкретические образы этого ансамбля и отметила важность «триумфальных» аспектов дионосийского цикла. Дмитрий Алексинский (Санкт-Петербург, ГЭ) на обширном материале продемонстрировал дальнейшие коннотации вакхических мотивов («Шлемы группы Конверсано: вакхические мотивы в декоре оружия как манифестация власти»).
В завершении секции был зачитан доклад Антонио Корсо (Фано, Центр Витрувианских исследований) «Скульптуры комплекса тумулуса Каста близ Амфиполя: база статуи льва и пропилеи», в котором исследователь сделал предположение, что ряд памятников, хранящихся в различных музейных коллекциях, изначально принадлежал комплексу тумулуса Каста. В докладе была также представлена гипотетическая программа скульптурного убранства пропилеев гробницы.
Второй день конференции (25 марта) был посвящен художественной жизни региона в эпоху поздней античности и средневековья.
Секцию открыла Валерия Куватова (Москва, РГГУ) с докладом "Македонские и римские традиции погребального искусства в живописи раннехристианских гробниц Фессалоники", в котором она подчеркнула особую парадигму формирования раннехристианской художественной традиции в регионе.
Два доклада секции были посвящены важнейшему памятнику Фессалоник – мозаикам Ротонды Св. Георгия. Ксения Образцова (Москва, МГУ) в докладе "История изучения мозаик Ротонды Св. Георгия в Фессалониках" представила систематический обзор обширного корпуса научной литературы об этом памятнике. Виталий Сусленков (Москва, ПСТГУ) в своем выступлении "Мозаики Ротонды Св. Георгия в Салониках: проблемы иконографии и датировки" изложил взгляды на интерпретацию его изобразительной программы, отстаивая датировку памятника концом IV – первой третью V в.
Ольга Этингоф (Москва, НИИ РАХ) в докладе "Еще раз об изучении художественных связей Владимира и Фессалоники в конце XII века" представила ряд суждений о контактах между Северной Грецией и Русью и о возможности пребывания во Владимире солунских мастеров-живописцев.
К художественной культуре Эпирского деспотата обратились Елена Виноградова и Светлана Цымбал. Елена Виноградова (Москва, ПСТГУ) в докладе "Фрески эпирского храма Коккини Панагия близ Коницы" предложила датировать этот малоизученный памятник концом XIII века. В выступлении также обсуждались вопросы иконографии. Светлана Цымбал (Москва, РГГУ) представила тщательный анализ скульптурных элементов эпирских храмов в докладе "Скульптурный декор храмов Арты поздневизантийского периода. Обзор, сопоставления, проблематика".
К одному из дискуссионных вопросов византийского архитектуроведения обратился Андрей Виноградов (Москва, НИУ ВШЭ) в докладе "К вопросу о генезисе триконхов «афонского» типа".