Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека Совет деканов  

Книги, изданные сотрудниками Исторического факультета в 2005 г.

(Выдержка из научного отчета Исторического факультета МГУ)


В 2005 г. учеными факультета было опубликовано научной продукции объемом 1812,2 п.л., в т.ч.: 16 монографий (362,3 п.л.); 26 сборников статей и материалов (313,6 п.л.); 13 учебников и учебных пособий для вузов (333,75 п.л.); 24 учебника и учебных пособия для школ (307,4 п.л.); 7 учебно-методических материалов (16 п.л.); 8 научно-популярных изданий (159,5 п.л.); 360 статей (312 п.л.); 34 тезиса (7,65 п.л.).

В рамках каждого из научных направлений велась активная научная работа, что нашло отражение в изданных монографиях, сборниках статей и др.

Проблемы методологии, историографии, источниковедения исторических исследований рассматриваются в следующих изданиях:

 

Монография проф. Л.П.Лаптевой "История славяноведения в России в XIX веке" (М., 2005) представляет целостный и законченный очерк истории отечественного славяноведения ХIХ в. Книга основана на детальном изучении обширного корпуса документальных источников из фондов отечественных и зарубежных архивов и учитывает всю относящуюся к данной теме научную литературу.


 

В книге А.Г.Голикова "Архивоведение отечественной истории" (М., 2005) прослежена история формирования документальных собраний отечественных архивов, рассмотрен состав и организация Архивного фонда Российской Федерации. На конкретных примерах показаны приемы рационального поиска хранящихся в архивах документов.


 

В четвертом выпуске трудов научного семинара "Традиции русской исторической мысли" (М., 2005) представлены работы, имеющие значение для разработки и преподавания курса историографии, в практике исследования русской исторической мысли.


Существенные результаты были достигнуты в исследовании рукописных и старопечатных книг.
 
 
 

Вышел очередной сборник "Традиционная культура Пермской земли. К 180-летию полевой археографии в Московском университете, 30-летию комплексных исследований Верхокамья". (Мир старообрядчества. Вып. 6) / Науч. ред. И.В.Поздеева (Ярославль, 2005).Он издан под эгидой Археографической лаборатории Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.


 

Важнейшим аспектом деятельности Археографической лаборатории стало продолжение начатых в 2000 г. работ по утвержденной в 2003 г. ректоратом программе "МГУ им. М.В.Ломоносова – Российской провинции. Региональные описания книжных памятников. Выявление. Изучение. Описания" (руководители: член-корреспондент РАН, проф. С.П.Карпов, д.и.н. И.В.Поздеева). В 2005 г. Археографическая лаборатория осуществляла научное руководство и непосредственно участвовала в работах по двум региональным программам: "Книжные памятники Ростово-Ярославской земли") и "Книжные памятники Прикамья". В Перми завершается работа по описанию кириллических печатных книг XVIII в. В Ярославской области научный коллектив также завершает работу над каталогом "Кириллическая книга Ростово-Ярославской земли второй половины XVII в."


 

Работы И.В.Поздеевой "Описание экземпляров старопечатных изданий кириллического шрифта. Методические рекомендации" (М., 2005) и "Описание кириллических рукописных книг XV–XVII в. Методика изложения информации, полученной при изучении памятника" (М.,2005 г.) составлены на основе многолетнего опыта поэкземплярного описания памятников кириллической печати и работы над научными описаниями кириллических рукописных книг, в них даются рекомендации по всем разделам и аспектам определения, датировки и научного описания экземпляров кириллических рукописей и печатных книг.


Очередной, шестой, выпуск периодического издания "Причерноморье в средние века" (СПб., 2005. Отв. ред. С.П.Карпов) представляет собой комплекс междисциплинарный исследований по истории этого важнейшего региона, находившегося на стыке цивилизаций. В нем представлены архивные открытия и сделан акцент на неизвестные науке факты и феномены истории Византии, Анатолии, Закавказья, Крыма и Приазовья. В центре данного издания – источники по истории генуэзских факторий Причерноморья. Особое внимание уделено средневековой картографии Черного моря и сложным этно-конфессиональным проблемам. Среди авторов сборника – ученые Москвы, Санкт-Петербурга, Генуи.


Важное место в научных публикациях факультета занимают публикации, посвященные археологическому изучению ранних этапов истории, изучению средневекового города.

 

В монографии Ю.Л.Щаповой "Археологическая эпоха. Хронология. Периодизация. Теория. Модель" (М., 2005) впервые археологическая эпоха исследована как целостное явление, как большая открытая система. Предложена математическая модель хронологии и периодизации эпохи, построенная на основе чисел и ряда Фибоначи. Описаны этапы эволюции, представлена математическая модель общего развития археологической эпохи, найдена величина ускорения этих процессов.


 

Монография Е.А.Поповой и С.А.Коваленко "Историко-археологические очерки греческой и позднескифской культур в Северо-Западном Крыму" (М., 2005) посвящена публикации археологических материалов из новейших раскопок Чайкинского городища – одного из известнейших античных памятников Северо-Западного Крыма. Впервые в широкий научный оборот вводятся результаты раскопок прежних лет, имеющие принципиальное значение для реконструкции исторических процессов, протекавших на дальней хоре Херсонесского полиса в IV в. до н.э. – первой половине I в. н.э.


Ряд изданий посвящен процессам, происходившим в сфере экономической и социальной истории:

 

Очередной сборник трудов кафедры истории древнего мира исторического факультета "Древний Восток и античный мир. Труды кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ; вып. 7 (М., 2005) содержит разноплановые материалы, среди которых – статьи, посвященные социальным движениям эпохи Республики. Раздел "Римское право" содержит работы о долговом праве и календаре раннего Рима, о пограничных исках в римском аграрном праве.


В рамках направления "История политических систем России, стран Европы и Америки" изданы:

 

Монография Н.Б.Селунской и Р.Тоштендаля "Зарождение демократической культуры в России" (М., 2005) посвящена проблемам формирования демократической культуры в российском обществе начала ХХ века в сравнительной ретроспективе с западноевропейскими странами, прежде всего в плане исследования истории выборов и зарождения представительства и новых институтов правления, а также политических симпатий и политического выбора в обществе, различными социальными и общественными силами.


Монография С.Л.Плешковой "Франция. XVI – начало XVII в. Королевский галликанизм. Церковная политика монархии и формирование официальной идеологии" (М., 2005) раскрывает специфику взаимоотношений государства и церкви в раннее новое время. Формирование новой монархии поставило вопрос об изменении правового статуса французской церкви и вносило коррективы в отношения со Святым Римским Престолом. Монархи претендовали на неограниченную власть. Большую роль в этой политике короны сыграла пропаганда идеи абсолютной власти монарха: государи инициировали формирование официальной идеологии. Работа основана на анализе законодательных и юридических документов, а также большого нарративного материала, впервые введенного в научный оборот.


 

В работе К.В.Миньяр-Белоручева "Реформы и экспансия в политике США (конец 1830-х – середина 1840-х годов)" (М., 2005) рассматриваются заложенные в этот период экономические предпосылки для превращения США в ведущую мировую державу в XX столетии.


 

В книге "Исторический опыт Америки: взгляд российских и американских историков (Материалы международной научной конференции, посвященной 30-летию программы Фулбрайта в России. Московский государственный университет, 22-23 июня 2004 г.)" (М.,2005) в статьях отечественных и американских ученых рассматриваются ключевые проблемы внутренней и внешней политики США, дается новая трактовка ряда важнейших событий американской истории.


Много публикаций вышло по проблемам истории политической мысли:

 

Монография Д.Ю.Бовыкина "Революция окончена? Итоги Термидора" (М., 2005) посвящена одной из наиболее спорных тем в изучении Французской революции конца XVIII века – ее политическим и социальным итогам. На примере дискуссии вокруг принятия Конституции 1795 г. автор ставит вопрос о сущности Термидора, подробно рассматривает изменения, произошедшие во французском обществе после падения диктатуры монтаньяров, анализирует состав и судьбы термидорианской политической элиты.


 

В монографии А.В.Тырсенко "Эмманюэль Жозеф Сийес и французская либеральная мысль его времени" (М., 2005) исследуются теоретические взгляды и политическая деятельность Э.-Ж.Сийеса, выдающегося мыслителя и заметного политика времен Французской революции XVIII века, в контексте либеральной мысли Просвещения, Революции и Реставрации. Монография основана на большом архивном материале, впервые вводимом в научный оборот, по-новому освещает политическую проблематику Революции, а также вопросы европейского либерализма и парламентаризма, истории общественной мысли.


В коллективной монографии "Национальная идея в Западной Европе в Новое время. Очерки истории" (М., 2005) подготовленной преподавателями кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ, исследуется проблема развития национальных идей и национального сознания в Западной Европе в Новое время. Изучение этого феномена в историческом контексте Англии, Франции, Испании, Португалии, Италии, Германии, Греции позволило выявить разные варианты национальной идеологии, особенности ее формирования и эволюции, каналы ее распространения в обществе и ту роль, которую национальные идеи играли на отдельных этапах истории этих стран вплоть до последних десятилетий XIX века.


Оригинальными являются издания, вышедшие в рамках направления "История и теория мировой и отечественной культуры".

Пятый том коллективной монографии "Очерки русской культуры" – "Художественная литература. Русский язык" (М., 2005) является очередным в шеститомной серии очерков. Он посвящён проблемам развития русской литературы и языка XIX в. в широком историко-культурном контексте. Первая часть книги посвящена золотому веку русской литературы и носит подзаголовок "Русская литература как духовное средоточие проблем культуры". Вторая часть тома содержит главы по истории русского языка, его диалектов, научной разработки языка.


 

Монография В.С.Турчина "Кандинский в России" (М., 2005) посвящена творчеству виднейшего отечественного художника-авангардиста, основоположника абстрактного искусства ХХ века Василия Кандинского. Главная задача настоящего издания – всесторонне осветить принципиальный и важнейший период в творческой эволюции мастера, охватывающий время пребывания Кандинского в России.

Анализ творчества Кандинского в России проводится в данном издании с привлечением нового материала, касающегося как неизвестных ранее архивных данных, так и публикации ряда произведений, находящихся в частных собраниях и только теперь ставших предметом пристального внимания специалистов. Монография снабжена фундаментальным научным аппаратом и большим количеством репродукций работ Кандинского.


 

Монография В.Н.Бодровой "Античные образы в голландской живописи 17 века" (М., 2005) посвящена характеристике классической традиции в голландской живописи этого времени. Осмысление образа античности, созданного голландскими мастерами в живописи, важно для понимания особенностей голландского мира, отличающегося и от классического мира, и от мира соседних европейских стран.


Сборник "Театр и театральность в культуре Возрождения" (М., 2005.) под ред. Л.М.Брагиной – комплексное исследование одной из характерных черт культуры Возрождения, связанной с активизацией театра как сферы драматического искусства и театрализацией, к которой прибегали и писатели, и художники, и мыслители, ориентируясь на традиции античности.

В книге рассматриваются новые явления театральной жизни, связанные как с деятельностью возникавших в период Возрождения музыкальных театров, так и с вопросами театрализации политической жизни. В частности, особое внимание уделено развитию драматургии как жанра Ренессансной литературы. Среди авторов сборника – историки культуры, литературоведы, искусствоведы.


Тема монографии Е.В.Федоровой "Мифы и реальность Древней Греции" – основные памятники истории и культуры Древней Греции как дописьменного, так и письменного периодов; мифология сопоставлена с археологией и рассматривается тоже как памятник истории; прослежена эволюция культуры от глубин дикости до высот интеллекта.


 

В монографии А.Ю.Ватлина "История немецкой школы им. Карла Либкнехта в Москве. 1924-1938 гг." реконструируется история немецкой школы в Москве, которая являлась полем эксперимента как в создании новой социалистической личности, так и в формировании новой педагогической системы.


В год юбилея Московского университета была издана монография В.В.Пономарёвой и Л.Б.Хорошиловой "Университетский благородный пансион. 1779-1830" (М., 2005). Это третий том из серии коллективных монографий "Университет для России", посвященной истории Московского университета. Монография впервые ставит задачу комплексного изучения этого уникального учебного заведения: это история программ и методов обучения и история быта, история складывания особой духовной атмосферы и типа личности, на который ориентировалось воспитание в университетском пансионе.


Проблемам истории русского студенчества посвящена монография А.Ю.Андреева "Российские студенты в немецких университетах в конце XVIII – первой трети XIX века" (М., 2005). Первые студенты из России появились по крайней мере на 50 лет раньше основания первого российского университета и учились за рубежом, прежде всего в Германии. Об их учебе там, последующей судьбе, вкладе в русскую науку и культуру рассказывает эта книга, написанная на основе широкого круга источников. Подробно описаны ученая среда немецких университетов XVIII – первой половины XIX вв. и ее взаимосвязи с Россией. Автор уделяет внимание как выдающимся русским общественным и государственным деятелям, учившимся в немецких университетах, так и прежде малоизученным представителям русского студенчества. В книге приводятся исчерпывающие статистические сведения о русских студентах в Германии.


В рамках направления истории культуры можно рассматривать научную работу, связанную с популяризацией научных школ и направлений, в становление которых внесли решающий вклад ученые факультета. Были проведены Лазаревские чтения, Сергеевские чтения, Федорово-Давыдовские чтения, чтения, посвященные памяти М.Г.Седова и В.М.Селунской.

Сборник "Будущего нет и не может быть без наук…" (М., 2005) включает в себя статьи, документы и воспоминания, посвященные памяти видного специалиста в области истории общественной мысли М.Г.Седова, характеризующие его вклад в развитие исторической науки. Большое значение уделяется в этой связи характеристике той сложной и противоречивой эпохи, в условиях которой протекала его научно-педагогическая работа.


В сборник "Профессор МГУ И.М.Белявская. Материалы конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора МГУ им. М.В.Ломоносова И.М.Белявской" (М., 2005) включены исследования российских и польских учеников И.М.Белявской, а также их учеников, что позволило показать развитие школы изучения Новой и Новейшей истории Польши в России, одним из основателей которой, бесспорно, была И.М.Белявская. В сборнике опубликованы исследовательские статьи, посвященные различным проблемам польской истории второй половины XIX – начала XXI в. Помимо научной, важна и мемуарная часть сборника, оставляющая будущим исследователям истории МГУ и его подразделений ценные свидетельства о незаурядной личности.


Продолжалась активная работа по проблемам политологии. Выпуски бюллетеня "ЕвроАзия" кафедры истории стран Ближнего Зарубежья посвящены актуальным вопросам современной политической жизни: избирательной кампании в Украине, в Узбекистане, в республике Молдова, парламентским выборам в Азербайджане, событиям в Андижане.

Фонд учебной литературы пополнился учебниками и учебными пособиями по истории для студентов вузов, созданными на основе новейших достижений науки и традиций фундаментального образования.

В серии "Классический университетский учебник" вышли:

"История Древнего Востока" под ред. В.И.Кузищина (М., 2005) – являющийся первым из трилогии учебников по истории Древнего мира, запланированных для этой серии. Он включает в себя пять разделов: Древний Египет, Передняя Азия, Иран и Средняя Азия, Южная Азия, Страны Восточной и Юго-Восточной Азии;


"История Древней Греции" под ред. В.И.Кузищина (М., 2005) – второй учебник из указанной трилогии. Он содержит систематическое изложение происхождения, формирования, расцвета и упадка древнегреческой цивилизации, начиная с первичной государственности Крита и кончая эллинистическим Египтом, завоеванным в конце I в. н.э. Римом. Особое внимание уделено периоду классической греческой культуры V–IV вв. до н.э., а также эпохе эллинизма, как завершающему этапу существования античной греческой цивилизации;


"История Древнего Рима" под ред. В.И.Кузищина (М., 2005) является заключительной частью учебной трилогии о Древнем мире. В данном учебнике излагается история Рима с VIII в. до н.э. и до падения Римской империи в 476 г.; она включает в себя древнейший (царский) период, эпоху римской Республики и период Римской империи. Подробно анализируются такие аспекты истории Римского государства, как социальные отношения и формирование института классического рабства, экономика и политика Средиземноморской Римской державы;


"История Средних веков" (в 2 т.) Отв.ред. С.П.Карпов (М., 2005). Первый том учебника охватывает раннее и развитое Средневековье (V–XV вв.). Написанный заново наиболее известными учеными и преподавателями средневековой истории из МГУ и институтов Российской академии наук, он отражает современные достижения медиевистики и дает полное представление о европейской средневековой цивилизации.

Во втором томе учебника излагается история стран Европы в позднее Средневековье (раннее новое время) – XVI – середина XVII в. Показаны коренные изменения в экономическом, социальном и культурном развитии стран Европы, возникновение раннекапиталистических отношений, великие географические открытия, коренные перемены в государственной структуре Германии, Англии, Франции. Большое внимание уделено общеевропейским процессам, таким, как Реформация, Контрреформация, Возрождение. Освещаются история первой общеевропейской войны – Тридцатилетней – и ее последствия для развития региона;


История новейшего времени стран Европы и Америки. 1918–1945, под ред. Е.Ф.Язькова (М., 2005). В учебнике излагается история стран Европы и Америки с 1918 по 1945 гг. Специальные разделы посвящены социально-экономическому и политическому развитию, массовым общественным движениям, международным отношениям, идеологии и культуре. Особое внимание уделено важнейшим проблемам 20-30-х гг. ХХ века: революционному движению, истории Второй мировой войны, фашизму, народному фронту, Новому курсу Ф.Рузвельта, государственному регулированию экономики.


Изданы учебные пособия по истории древнего мира: "История Древнего Рима. Тексты и документы: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч.2. Римское право и общество" (М., 2005). Римское право – одно из величайших достижений античной и в особенности римской культуры. В предлагаемом учебном пособии (ч. 2) впервые в учебной литературе по истории Древнего Рима выделено в отдельный том собрание юридических документов (первая часть издания вышла в прошлом году);


в учебном пособии "История Древнего Рима" В.И.Кузищина и И.А.Гвоздевой (М., 2005) излагается история древнеримской цивилизации, рассматриваются социально-экономическая структура, государственный строй, религия и культура Древнего Рима с VIII в. до н.э. по конец V в. н.э. Учебное пособие содержит антологию текстов древних авторов: Вергилия, Цезаря, Цицерона и др.


 

В.И.Моряковым, В.А.Федоровым, Ю.А.Щетиновым был подготовлен учебник "История России" (М., 2005). В нем изложены события отечественной истории с древнейших времен до наших дней. Рассмотрены предпосылки зарождения русской государственности, этапы ее развития, проблемы социально-экономического и политического развития страны, основные направления внутренней и внешней политики, культурные достижения Российского государства.


 

Учебное пособие Н.Б.Леоновой, С.А.Сычевой и др. "Естественно-научные методы исследования культурных слоев древних поселений" (М., 2004) представляет собой коллективный труд специалистов естественно-научных дисциплин и археологов, сделанный в форме руководства по полевому и лабораторному исследованию разновозрастных культурных слоев древних поселений. В нем рассмотрены возможности применения и интерпретации практически всех разнообразных методов комплексных исследований, применяемых в современной археологии, даны точные рекомендации для проведения тех или иных анализов, охарактеризованы получаемые результаты.


 

Учебное пособие "Этнология" под ред. Е.В.Миськовой, Н.Л.Мехедова, В.В.Пименова (М., 2005) знакомит читателей с научной картиной этнического состава населения Земли, с многообразием культур, языков и расовых групп, с межэтническими отношениями.


Ученые факультета подготовили ряд учебников и учебных пособий для школ и поступающих в вузы:

 

Учебник для средней школы О.В.Дмитриевой "Новая история. Конец XV – XVIII век" (М., 2005);


 

Учебник для 6-го класса общеобразовательных учебных заведений М.А.Бойцова и Р.М.Шукурова "История средних веков: Европа и остальной мир" (М., 2005) учитывает новейшие результаты фундаментальной науки, излагая их в доступной для школьников форме. В нем предлагается ряд принципиальных нововведений и поправок к традиционным схемам изложения материала как с содержательной, так и с методической точек зрения.


 

А.А.Левандовский издал учебник для 10 кл. средней школы "История России XVIII–XIX веков" (М., 2005).


 

Отечественной истории посвящены также учебное пособие В.А.Георгиева "История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах" (М., 2005) и новое издание пособия "История России с древнейших времен до наших дней" А.С.Орлова, Н.Г.Георгиевой, В.А.Георгиева и Т.А.Сивохиной.

         

Кафедра иностранных языков подготовила значительное количество учебных пособий:

Сборник "Проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков". Вып. VI. (М., 2005) посвящен 40-летию кафедры иностранных языков исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. В статьях сборника и воспоминания о прошлом, и интересные размышления об актуальных лингвистических и методических проблемах, и задачи на будущее.


Ученые факультета вносят свой вклад в расширение источниковой базы исторических исследований.

 

Л.Г.Захарова продолжает публикацию "Воспоминаний генерал-фельдмаршала Д.А.Милютина", новый том охватывает 1865–1867 гг.


Расширяется электронная база данных. В течение года в Археографической лаборатории непрерывно велась работа по копированию и переводу в электронный вид ряда редких библиографических справочников, необходимых для работы по описанию кириллических печатных книг. При этом в ходе работы с подлинниками в центральных и региональных книгохранилищах некоторые данные справочников дополнялись и уточнялись. В результате переведены в электронную форму справочники по украинским изданиям XVI–XVIII вв. (причем текст переведен с украинского языка на русский), по изданиям старообрядческих типографий XVIII – первой четв. XIX в.; отсканированы справочники по московским изданиям XVIII в. В соответствии с данными конкретных экземпляров изданий, найденных в региональных хранилищах, постоянно вносились дополнения и исправления в существующие в Лаборатории электронные версии справочников по московским изданиям XVII в., украинским изданиям XVII в., белорусским изданиям XVII–XVIII вв.


Изданы научно-популярные книги:

 

Книга Н.С.Борисова «Повседневная жизнь средневековой Руси накануне "конца света". Россия в 1492 году от Рождества Христова, или в 7000 году от Сотворения мира» (М., 2004 /фактически – 2005) представляет собой исследование эсхатологических ожиданий, характерных для русского общества конца XV в. Тема "конца света" представлена на широком фоне тогдашней русской жизни. В книге рассматриваются перипетии политической борьбы, история "освоения" Новгорода великим князем Иваном Васильевичем, драматические ситуации династических конфликтов внутри московского княжеского дома, суровая реальность русской жизни – набеги татар, грандиозные пожары, братоубийственные усобицы.


 

Книга Н.С.Борисова "Иван Калита" (М., 2005) является первой научной биографией великого князя Ивана Даниловича Калиты, в ней дан критический анализ наиболее распространенных оценок личности и деятельности московского князя. Для реконструкции подлинного образа своего героя автор использует практически все известные источники той эпохи.


 

Книга В.П.Смирнова "Краткая история Второй мировой войны" (М., 2005) отражает важнейшие проблемы истории современности. Автор сумел в сжатой форме дать представление о ходе и основных событиях Второй мировой войны, привлек внимание читателя к спорным вопросам, до сих пор вызывающим острые дискуссии. Книга снабжена картами, хронологией событий, избранной библиографией. Она приурочена к 60-летию окончания Второй мировой войны и предназначена для самого широкого читательского круга.


 

Историко-публицистическая работа А.Ю.Ватлина "Германия в ХХ веке" (М., 2005) дает современный взгляд на основные проблемы германской истории и перспективы страны в ХХI веке; автор учитывает научные достижения современных историков и политологов двух стран, использует материалы российских и германских архивов.


 

Книга О.И.Поскониной "История Латинской Америки (до ХХ века)" (М., 2005) дает представление об основных тенденциях исторического развития Латинской Америки с древнейших времен и до начала ХХ века. Автор популярно рассказывает об особенностях развития экономики, политики, культуры этого региона, о сложившейся здесь уникальной иберо-американской цивилизации.


 

Вышла научно-популярная книга А.А.Левандовского "Побег с вертикали" (Псков, 2005).

Сборник состоит из трех частей.

В очерках части первой "В зеркале мифа" автор "пытался не только освоить новые для себя проблемы, но и по-новому взглянуть на историю своей страны и, следовательно, на себя самого".

О прошлом - часть вторая "Государственная вертикаль". Она состоит из очерков, в которых выражено представление автора об общем ходе исторического процесса в России.

Третья часть "Ученая республика" носит самый личный характер, она посвящена "тому пространству, которое называется Университет", где прошла вся сознательная жизнь автора, доцента исторического факультета МГУ.