Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека Совет деканов  

IX Международная конференция “ЛОМОНОСОВ – 2002”

М.Е.Бондаренко
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Херсонесские посвятительные надписи богине Деве
(IV-II вв. до н.э.)

Главным государственным культом в Херсонесе Таврическом на протяжении многих веков был культ богини Девы. Это подтверждают данные нумизматики, эпиграфики и коропластики [1]. Среди эпиграфических памятников Херсонеса особое место занимают посвятительные надписи богине Деве, относящиеся к периоду эллинизма. Это в основном надписи от имени жрецов и граждан полиса, помещенные на алтарях и предметах, принесенных в дар по обету. До нашего времени сохранилось семь надписей IV-II вв. до н.э. Шесть из них впервые были опубликованы еще до революции (IРЕ, I2, 407, 408, 409, 410, 411, 414). Поскольку переводы сделаны очень давно и морально устарели, мы перевели надписи заново.

Одной из самых ранних жреческих посвятительных надписей является надпись Антибиона, жреца Девы, который посвятил богине статую своего отца. Надпись помещена на постаменте статуи и относится к IV-II вв. до н.э. (IРЕ, I2, 410):

Перевод: "Бион, сын Симия. Антибион, сын Биона, сына Симия, бывший царем, за отца (посвятил) Деве (статую), будучи жрецом".

По греческим обычаям жрец был обязан посвятить чтимому божеству свою статую, которую обычно ставили перед входом в храм (Paus. II, 17, 3; II, 35, 8). Возможно, посвящение своего изображения божеству было связано с тем, что жрецы стремились отдать себя под покровительство божеству, которому они служат. Иногда они не могли по каким-то причинам выполнить свой священный долг перед чтимым божеством и посвящение делали их родственники [2], что мы и видим на примере надписи Антибиона.

Посвятительные надписи, обнаруженные в Херсонесе, принадлежат не только жрецам, но и простым херсонеситам. Все они построены по стандартной формуле: сперва названо имя посвятителя, а затем имя богини Девы. Например, это хорошо видно по надписям IV в. до н.э.:

(IРЕ, I2, 407);

(IРЕ, I2, 408).

Из числа посвящений следует особо выделить надпись II в. до н.э. (IPE, IІ, 411):

Перевод: "Делий, сын Аполлы, (посвятил) Деве по сновидению".

Надпись указывает на инкубацию - сон в храме или святилище. Это явление имело место во многих греческих храмах на протяжении всей античности (Paus. Х, 12, 5; 32, 13-14; 33, 11). Посетители, исполнив определенные культовые ритуалы и предписания, ложились спать в храме, где им во сне якобы являлось божество и давало советы, а больным указывало способы исцеления их недугов [3]. Судя по надписи Делия, в храме Девы тоже происходило нечто подобное.

В особую группу выделяются посвятительные надписи на алтарях. Алтарь широко использовался для культовых действий и являлся неотъемлемой частью любого культа. О монументальном алтаре Девы говорится в декрете в честь Диофанта (IРЕ, IІ, 352). В разное время богине Деве посвящались различные по форме и размеру алтари. Три из них были найдены в ходе раскопок Херсонеса.

Представляет интерес фрагмент прямоугольного алтаря IV в. до н.э. из местного красноватого "балаклавского мрамора" с посвящением Деве (IРЕ, IІ, 409):

Перевод: "Гиппокл....за дочь С....Деве (посвятил)".

Вероятно, дочь Гиппокла была больна, и Дева ее чудесным образом исцелила. Поэтому отец на радостях сделал это посвящение.

К концу IV - началу III в. до н.э. относится очень большой монументальный мраморный алтарь, реконструированный И.Р.Пичикяном [4]. Поскольку все его детали были найдены на акрополе, этот алтарь, следовательно, и стоял там же. Возможно, именно о нем идет речь в декрете в честь Диофанта. Надпись на алтаре И.Р.Пичикян восстанавливает следующим образом:

Однако перевод И.Р.Пичикяна не очень удачен, и поэтому мы предлагаем свой: "Пасиад, сын Артемидора, Деве, будучи царем и жрецом, посвятил".

Как мы видим, жрецы посвящали Деве не только свои статуи, но и алтари. Показательно, что Пасиад занимал одновременно должности царя и жреца, что указывает на государственный характер культа Девы и на его главенствующее положение в Херсонесе.

Еще один алтарь относится к III в. до н.э. Он выполнен из проконесского мрамора и богато украшен (НЭПХ. II. №125). Надпись на нем следующая:

Перевод: "Аркесо (дочь такого-то), жена Сополиса, священной спасительнице (посвятила)."

По мнению исследователей, в роли спасительницы здесь выступает сама богиня Дева [5]. И это не случайно, так как, видимо, уже с III в. до н.э. богиня становиться воинственной покровительницей и защитницей города. Скорее всего, Аркесо сделала посвящение Деве за то, что богиня избавила ее от какой-то ужасной опасности.

Итак, посвятительные надписи IV-II вв. до н.э. показывают, что в Херсонесе был очень популярен культ богини Девы. В городе существовал храм богини, и при нем находились жрецы, которые также занимали должность царя-эпонима. Они посвящали Деве алтари и свои статуи. Простые жители полиса посвящали богине различные предметы, в том числе вотивные колонны и алтари. В храме Девы практиковалась инкубация - священный сон. Поскольку в римское время посвящения Деве почти исчезают, можно говорить о подлинном расцвете культа и о его наибольшей популярности именно в IV-II вв. до н.э.


[1] Бондаренко М.Е. Культ богини Девы в Херсонесе Таврическом в нумизматике, эпиграфике и коропластике // Труды научной конференции студентов и аспирантов "Ломоносов-2001". История. Сборник тезисов. М., 2001. С.140-142.
[2] Бабинов Ю.А. К вопросу о служителях культа в античном Херсонесе // Социально-экономические проблемы истории древнего мира и средних веков. М., 1972. С.23.
[3] Словарь античности. Пер. с нем. М., 1989. С.226; Русяева А.С., Русяева М.В. Верховная богиня античной Таврики. Киев, 1999. С.105.
[4] IРЕ, I2, 414; Пичикян И.Р. Алтарь Пасиада в Херсонесе // СА. 1976. №3. С.248-255.
[5] Белов Г.Д. Херсонес Таврический. Л., 1948. С.94; Соломоник Э.И. Новые эпиграфические памятники Херсонеса (НЭПХ.II). Киев, 1973. С.75-87; Русяева А.С., Русяева М.В. Указ.соч. С.81.