Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека Совет деканов  

IX Международная конференция “ЛОМОНОСОВ – 2002”

Н.А.Тарасенко
Институт востоковедения им. А.Крымского
Национальной Академии наук Украины, Киев

Опыт интерпретации
древнеегипетского выражения m-xt mni.f -
"После того, как причалил он"

В заглавии 17-й главы Книги Мертвых имеется интересная метафора для определения понятия "смерть", которая, на наш взгляд, восходит к обширному комплексу заупокойных представлений древних египтян: - m-xt mni.f - "после того, как причалил он" [BD 17,2, Pap. Nebseny]. Варианты написания глагола mni - , , , что дословно можно перевести как "причаливать", "приходить в порт", "пришвартовывать судно, лодку". В переносном, метафорическом смысле этим выражением заменялся иногда глагол "умереть". С одной стороны, египтяне, как известно, избегали прямого упоминания слова "смерть" в заупокойной литературе, видимо, опасаясь умереть повторно, и старались заменить его более оптимистичными метафорами. В то же время, употребления в качестве слова-заменителя глагола mni - "причаливать", мы полагаем, отнюдь не случайно.

Настоящий доклад ставит своей целью реконструировать происхождение этого выражения, как метафоры понятия "смерть". Та роль, которую играло передвижение водным транспортом, в религии египтян, хорошо известна и изучена. Собственно, ладья была основным видом транспорта богов по небосклону и преисподней, поскольку в обеих этих стихиях существовало зеркальное отображение земного Нила. Само слово "небо" - nw.t выписывалось с детерминативом "вода", а в ночном небе с Нилом отождествлялся Млечный путь. Через Дуат также протекала река, воды которой персонифицировались с божеством первобытного океана Нуном (достаточно вспомнить символизм кенотафа Сети I в Абидосе). Солярный бог Ра и его свита совершают свой путь по небосводу в "Ладье миллионов". При этом считалось, что солнечное божество располагало двумя ладьями - утренней (mnD.t) и вечерней (mckt.t). Свои ладьи имели и лунные божества (Тот и Ях), а также Осирис. Раз в году, во время праздника Опет, фиванский Амон совершал путешествие не по рекам сакральных сфер, а по совершенно реальному Нилу, при этом и сами носилки, на которых переносилась статуя бога, имели форму ладьи. Подобные аналогии можно продолжать до бесконечности.

Также и посмертное существование человека мыслилось тесно связанным с передвижением по воде, но уже по воде Инобытия - Дуата и неба. Уже согласно Текстам пирамид, почивший фараон добирается до Полей Иару (тростника) на ладье преодолевая небесный водный поток [PT 359, 461, 517]. При этом египтяне очень боялись остаться без персонального водного транспорта в Дуате [PT 515, 615; NO Sp.398, 1099]. Для того, чтобы этого не случилось, царей Древнего царства снабжали парой настоящих суден, а позднее их моделями (как, например, Тутанхамона) и изображениями (например, на алебастровом саркофаге Сети I и на росписи гробницы Рамсеса VI). Другой четкой тенденцией было стремление умершего присоединиться к свите богов в ладье Ра [Напр.: PT 359; BD 15] и даже управлять ей [PT 467, 510; CT Sp. 159, 161, 684, 658] или повергать с ее носа змея Хаоса и Тьмы Апопа [CT Sp. 644].

Однако, как бы соблазнительно это не выглядело, мы не вправе относить рассматриваемое нами выражение к этому циклу заупокойной теологии. В нашем случае совершенно определенно говорится о единовременном путешествии, причем "в одну сторону".

В связи с таким "единовременным" водным путешествием умершего стоит другая группа представлений, отображение которой мы находим на рельефах частных гробниц начиная с Древнего царства. Это сцены переправления мумии и саркофага на ладье с восточного берега Нила на западный, где традиционно располагался некрополь. Эту транспортировку мы видим, в частности, в верхнем регистре рельефа восточной стены гробницы Хафраанха (G7849) времени V династии, исследование которой проводит экспедиция Российской Археологической Миссии в Гизе. Концептуально близки к этой композиции сцены "путешествие на Запад", которые появляются на рельефах гробниц Среднего царства. На них изображается транспортировка мумии усопшего в один из культовых центров Осириса - Абидос или Бусирис. Совершенно не обязательно это событие происходило в действительности, и реальные похороны происходили в близлежащем некрополе, а в "месте упокоения Великого бога" достаточно было ограничиться простым кенотафом, что прекрасно иллюстрирует археологический материал. Тем не менее, в сценах "путешествия на Запад" усматривается, на наш взгляд, не только указание на рост популярности культа Осириса, но и дальнейшее развитие идеи о посмертном переправлении на ладье через реку, как переходе через границу мира живых и мира мертвых, иными словами, жизни и смерти. В сознании архаического человека акватические представления играли в посмертной участи немаловажную роль, поскольку вода символизировала первозданное состояние Вселенной, слияние с которой человека возвращало его в состояние До-Творения, и давало надежду на перерождение и воскрешение в мире ином. Именно поэтому божество первобытного океана хаоса Нун играл в религии египтян не отрицательную, но исключительно положительную роль. Собственно, само слово "Запад" - Imnt.t, куда отправлялся после смерти египтянин, первоначально, видимо, имевшее чисто топографическое значение, как указание на расположение некрополя, к Среднему царству утрачивает это свое наполнение и становится названием загробного мира, царства Осириса, как такового, в общем смысле этого понятия. Однако, представление о том, что достигнуть Запад можно лишь переправившись через реку, сохранилось в сознании египтян, что отчетливо и демонстрирует рассматриваемая нами метафора смерти периода Нового царства как m-xt mni.f - "после того, как причалил он". На водное путешествие через реку, как необходимое и неизбежное условие перехода из мира живых в мир мертвых, переправу на берег земли, откуда нет возврата, указывает и встречающееся в заупокойных текстах Нового царства, в частности, в той же 17-й главе Книги Мертвых [BD17,72-73, Pap. Nebseny] и на раках Тутанхамона [Piankoff A. The Shrines. Pl.21, P.65], выражение, использующее тот же глагол mni: ink wDA tp tA xr Ra mni.i nfr xr Wcir - "Я (был) невредим на земле пред Ра, я благополучно причалил пред Осирисом".

Справедливости ради надо заметить, что подобное представление мы находим и в других культурах. У греков путь в Ад преграждает Стикс и впадающий в него Ахерон с пятью притоками - Пирифлегетоном, Коцитом, Эриданом, Алибасом и Летой. Чтобы попасть в Тартар, царство Аида, также следовало переправляться на лодке перевозчика Харона либо перейти через мост, охраняемый двуглавым псом Цербером. Очень схожее описание переправы обнаруживается у зороастрийцев. Также и у германцев перед Хелем и Валгаллой течет водный поток. В буддизме каждый Ад с одной стороны обтекается рекой. Богатый материал дает и этнография. В частности, представление о переправе на лодке через реку, как путь умершего в Инобытие, широко распространено у индейских племен. При этом у южноамериканских индейцев Чибча лодка была из паутины, поскольку служила для перевозки невесомых душ, и, напротив, у племен Северной Америки лодка была сделана из белого камня или железа (у даяков), поскольку должна была прослужить тысячи лет. Переправа через реку смерти могла также происходить по телу змеи (североамериканские гуроны и ирокезы), бревну (новозеландские маори и некоторые индейские племена), по лестнице (тумлео) или мосту (германцы, греки, персы, некоторые индейские племена). В других случаях местом обитания мертвых выступает не противоположный берег, а остров, но к которому также необходимо было добираться водным путем (папуасы Новой Гвинеи, островов Пала, Новой Каледонии, Самоа, эскимосы, японцы, кельты, индийцы (последователи культа Вишну)). Иногда этот остров омывался рекой смерти (шумеры (остров Утнапишти, к которому отправился Гильгамеш, чтобы узнать судьбу Энкиду), племена Южного океана, индейцы острова Ванкувер).

Таким образом, можно заключить, что представления о водной преграде (реке), как границе между мирами живых и мертвых, а смерти, как переправе через водный поток, имели широкое распространение в архаическом сознании, и во многих случаях эти идеи развивались независимо друг от друга. Пример Древнего Египта демонстрирует собой одну из наиболее ранних форм этой общечеловеческой архетипической мифологемы. Сравнительное изучение этого аспекта египетского мышления в контексте обширного мифологического материала исторических и первобытных культур представляется нам чрезвычайно интересным и плодотворным.