Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека Совет деканов  

IX Международная конференция “ЛОМОНОСОВ – 2002”

Е.А.Романова
Институт востоковедения им.А.Крымского
Национальной Академии наук Украины, Киев

Культ царских матерей во времена Древнего царства

В египтологических исследованиях принято различать два вида заупокойного культа: царский и культ простых смертных. Оба этих культа различались за своим статусом. Культ царя-бога локализовался в храме при пирамиде, где служили жрецы Hmww-nTr, и считался не менее, если не более важным, чем почитание других богов. Заупокойные культы всех египтян, исключая царя, совершались в их часовнях при гробницах жрецами "Hmww-kA n Dt" их "слугами двойников собственными". При этом остается не совсем решенным вопрос, к какой разновидности заупокойного культа следует относить культы цариц.

В храмовых часовнях цариц служили как жрецы Hmww-nTr, так и жрецы Hmww-kA, об этом свидетельствуют титулы жрецов в их гробницах среди которых встречаются как титулы Hmww-nTr, так и жрецов Hmww-kA, иногда еще и с определением "собственный", (Hmww-kA n Dt) которые служили царицам. Всего в нашем распоряжении имеются данные о 18 жрецах, в титулатурах которых были титулы Hmww-nTrmwt niswt или Hmww-kA (n Dt) mwt niswt. При более детальном ознакомлении с источниками, касающимися титулов жрецов цариц, оказалось, что жрецы Hmww-nTr служили почти исключительно в часовнях и других местах культа царских матерей. Жены, если они к тому же не были матерями царей, сестры, дочери царей не имели таких жрецов в штатах своих заупокойных святилищ, в их часовнях служили Hmww-kA n Dt. Кроме того, именно царицы-матери удостаивались чести иметь свои "дворы двойника" при храмах богов, или культ своих статуй в этих храмах.

О культе царицы Хетеп-херес I, матери Хуфу, которая была перезахоронена в тайной гробнице возле пирамиды сына, и чье захоронение нашла в 1925 г. Бостонско-Гарвардская археологическая экспедиция под руководством А.Рейзнера, известно немногое. Гробница не имела наземной суперструктуры, поэтому определить, где был центр заупокойного культа Хетеп-херес I, трудно, можно предположить, что он находился в припирамидном храме ее сына Хуфу. О том, что культ Хетеп-херес I должен был существовать, известно из надписей Ченти (*ntj), жреца заупокойного культа царской матери Хепет-херес, и его дочери Пепи "Hmw-kA Dt mwt niswt @tp-Hr-s sAt.f Hmw-kA Ppi "[5. С.35].

Центром заупокойного культа царицы Хаи-мерер-небти I, матери Хафра, как и царицы Мер-си-анх II, были их гробницы в Гиза [5. С.156].

Царица Хенет-кау-с, которая сыграла выдающуюся роль в истории Древнего Царства, дочь Менкаура, супруга Шепсескафа, и мать двоих царей V династии, была захоронена в пирамиде в Гиза, в юго-востоке от пирамиды Менкаура. В ее храме должны были служить как жрецы Hmww-kA так и жрецы Hmww-nTr, если исходить из титулов жрецов, которые, вероятно всего служили в ее заупокойном храме, (поскольку все они были похоронены в той части кладбища, которая примыкает к ее пирамиде). Среди тех жрецов, кто служил в заупокойном храме Хент-кау-с, были и Hmww-kA mwt niswt и их начальники (Axt-Htp - imi-rA Hmww-kA mwt niswt и его жена N-kAw-HtHr Hmwt-kA mwt niswt [2. С. 73.] Imbjj - imi-rA Hmww-kA mwt niswt [2. С. 91-95],) и Hmww-nTr mwt niswt и их начальники (^pss-axtj - sHD Hmww-nTrmwt niswt [3. С. 93.] и Rnpt-nfr - Hmw-nTr mwt niswt [3. С. 160-165].

В период VI династии в титулатуры цариц-матерей начали включать название пирамиды их сына и (или) их мужа. Поскольку в титулуратурах жрецов царского культа также со средины V династии происходит замена титула жреца царя (Hmww-nTr либо wab царя) на титул жреца пирамиды, можно предположить, что оба эти явления связаны между собой и отображают общую тенденцию к переносу акцента царского культа с личности живого царя на пирамиду. Это приводит к увеличению роли матери царя. Царицу-мать, которая дала жизнь правителю, уподобляют пирамиде, которая должна обеспечить правителю загробную жизнь. В пирамидах цариц VI династии Ипут, Уджебтен и Нейт появились тексты пирамид. Во время правления VI династии появляются царские указы относительно освобождения от повинностей и налогов заупокойных хозяйств цариц. Эти указы дают ценную информацию относительно хозяйства гробниц цариц.

Культ царицы Ипут, супруги Тети, матери Пепи I был учрежден Пепи I при храме Мина в Коптосе, как явствует из указа Пепи I (Koptus A) [1. С.40-54, Ил.4]. Этот указ является информативным относительно экономического положения "двора двойника" царицы Ипут, который находился при храме Мина, поскольку в нем говорится о "сохранении", т.е. освобождении от повинностей по транспортировке грузов и от исчисления податей на резиденцию "двор двойника" царицы Ипут в храме, вместе с "жрецами заупокойного культа, податными людьми, большим и малым скотом". Это значит, что "двор двойника" царицы Ипут был экономически самостоятельной единицей, при этом, следует обратить внимание на то, что хозяйство этой часовни было достаточно крупным и владело как зависимыми людьми, которые работали на обеспечение культа царицы при храме Мина, так и крупным и мелким скотом.

Культ статуй двух царских матерей: матери Меренра "Хаи-нефер Меренра" Анхенес-Мерира и матери Пепи II "Мен-анх-Неферкара" Анхенес-Мерира, - был учрежден Пепи II в храме бога Хентииментиу в Абидосе, об этом гласит нижняя часть, что осталась от указа этого царя об учреждении культа царской статуи Пепи II, статуй двух царских матерей и статуи чати Джау. (Абидос III) [1. С.40-54, Ил.4]. В указе упоминаются две категории жрецов - Hmww-nTr и Hmww-kA, которые будут приносить статуям жертвоприношения. Можно предположить, что статуям царских матерей, служили обе эти жреческие категории, поскольку имеется еще один царский указ, изданный одним из преемников Пепи II относительно установления культа царских матерей Нейт и Анхенес-Мерира старшей, фрагменты которого были найдены возле пирамиды Нейт в Саккара. [1. С.158-162, Ил.15]. В этом декрете указывается, что царь велел: "сохранить и защитить жрецов (Hmww-nTr), жрецов заупокойного культа (Hmww-kA), дома, земли, дома шенау, поселения, зависимых людей царской матери Анх-енес-Мерира старшей и царской матери Нейт от совершения любых работ и любых налогов". Здесь мы видим, что заупокойное хозяйство царских включало как земли и зависимых людей, так и дома, дома шенау и поселения.

Большое значение имел в конце Древнего Царства также культ царицы Уджебтен, жены Пепи II. В ее припирамидном храме служили жрецы Hmww-nTr, поскольку среди изображений поминального храма этой царицы имеются изображения ее пяти надзирателей жрецов заупокойного культа, (sHD Hmww-nTr) [4. С.9, 21, 22.]. Хозяйство, связанное с заупокойным культом этой царицы, очевидно, также было освобождено от налогов и повинностей на резиденцию. Судить об этом можно на основании фрагментов царского указа Пепи II [1. С.155. Ил.13].


[1] Goedicke H. Königliche Documente aus dem Alten Reich. Wiesbaden, 1967.
[2] Hassan S. Excavations at Gîza. Vol. I. Oxford, 1932.
[3] Hassan S. Excavations at Gîza. Vol. III. Cairo, 1941.
[4] Jéquier G. La Pyramide d'Oudebten. Le Caire, 1928.
[5] Sethe K. Urkunden des Alten Reichs. Leipzig, 1932-1933.