Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека Совет деканов  

IX Международная конференция “ЛОМОНОСОВ – 2002”

О.А.Васильева
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Богиня-рыба и миф об Осирисе

В докладе разбирается легенда о происхождении созвездия Рыбы, изложенная у Гигина (Astr. II.41; II.30) и Овидия (Fast. II. 458-474). Очевидно, что два автора излагают одну и ту же легенду, которая сохранилась в разных вариантах. Сюжет навеян с одной стороны, египетским преданием, с другой, в нем отчетливо заметны элементы сирийской традиции (локализация события вблизи Евфрата). В позднеантичной литературе известно бытование сюжета о странствиях Исиды в Библе в поисках гроба с телом Осириса (Plut. DIO, 15, 357A – 17, 357E), о пребывании Исиды с Хором в Библе (Arist. Apol. 2.12; Etym. Magn.s.v. ) или Тире (Epiph. Ancor. 104) – т.е. в пределах Сиро-Финикии. Гигин (Astr. II.41) со ссылкой на Ктесия говорит, что некогда рыба “выручила из беды” Исиду. 1. У Ктесия Книдского (V в. до н.э.) речь идет о богине Деркето, которая упала в священный пруд города Бамбика (по-другому Эдесса, или Гиераполь) и была спасена рыбой, за что последняя была впоследствие сделана созвездием. Фрагменты Ктесия использованы в сообщениях Эратосфена (Erat. Catast. 38), в схолиях к Арату Германика (Schol. Germ. 176. ed.Breysig) и Феона (Theon. Schol. in Arat. 239, p. 282 ed. Buhle). Деркето, или Атаргатис (арамейское “Атар-Ата”) – западносемитская богиня плодородия, известная в греко-римском мире как “сирийская богиня”, в образе которой слились черты Анат и Астарты [1]. Египетскую Хатхор отождествляли с библосской Астартой уже в эпоху Среднего Царства, через Хатхор с Астартой была ассимилирована Исида [2]. В Египте, как известно, священными считались разные виды рыб, причем некоторые были связаны с мифом об Осирисе. Считалось, что “великая рыба-абду” [3] помогает искать останки Осириса, а также охраняет всякого умершего. В тексте Рамессейского драматического папируса есть сцена, где рыба и птица бросаются в реку для того, чтобы спасти останки утопленного Осириса [4]. Рыба считалась священным животным богини Хатмехит, называемой “первой среди рыб” (цит. по: LÄ. II. Sp. 232), она и изображалась в виде женщины с рыбой на голове [5]. Через Хатхор, возможно, с этой богиней отождествили также Исиду. Действительно, есть подтверждения, что в позднее время Хат-мехит считалась одной из ипостасей богини Исиды [6]. 2. Согласно другому варианту этой истории, восходящему к Диогнету Эритрейскому (III в. до н.э.), богиня Венера вместе с сыном Купидоном бросилась в Евфрат, спасаясь от преследования Тифона, и они превратились в рыб. Этим источником пользовались Гигин (Astr. II.30) и Овидий (Fast. II.458-474), который разрабатывает сюжет более подробно. Ф.Кюмон справедливо назвал эту вторую версию “странным смешением греческой, сирийской и египетской мифологии” [7]. Здесь отчетливо прослеживается египетские мотивы преследования Исидой Тифоном и того, как Исида пряталась с Хором в болоте Хеммиса [8]. Вследствие отождествления Исиды с Афродитой-Венерой и сын Исиды назван Купидоном. Мотив превращения богини в рыбу впитывает в себя две традиции. Во-первых, это греческая традиция (известная с эпохи логографов) о бегстве богов в Египет из страха перед Тифоном и о том, как они принимают звериный облик: в частности, Венера превращается в рыбу (Met.V. 321-331, Ampel. II.12, Manil. Astr.2, Myth. Vat. I. 1.85). 3. Чисто сирийской традиции следует в своем рассказе Диодор (Diod. II.4.3 ff), который передает легенду о том, как некогда богиня Афродита внушила Деркето страсть к одному сирийскому юноше. Деркето родила от него ребенка, которого оставила в пустынном месте, сама же она от стыда и печали бросилась в озеро, и превратилась в рыбу. С тех пор сирийцы почитают рыб как богов и не едят рыбу. Богиня Деркето изображается с человеческим лицом, но телом рыбы. Подобный же рассказ встречается в “Хилиадах” Иоанна Цеца (Chil. IX.502), который говорит, что некая царица ассирийцев, по имени Деркето, совершила прелюбодеяние с юношей-сирийцем. Она родила младенца, и оставила его в деревне, а сама, стыдясь молвы, бросилась в озеро Мерида и утонула (но в “сирийских письменах” рассказывается, что она стала рыбой, поэтому сирийцы и не едят рыбу). Своеобразный вариант этой легенды был известен еще Ксанфу Лидийскому (V в. до н.э.; ap. Athen. VIII. 37.346 D (FHG.I.38, frg.11); cf. FHG III.155, frg. 32): по его словам, Атергатис была взята в плен Мопсом Лидийским, брошена вместе с сыном Ихтюсом в озеро близ Аскалона, и проглочена рыбами. Эта версия любопытна тем, что здесь фигурирует сын Атергатис, причем его имя означает “рыба”. О “рыбьем” виде Деркетии, “дочери Вавилона”, сообщает в “Метаморфозах” и Овидий (IV. 44-51). Лукиан, рассказывая о сирийской богине (De Syr. dea. 14), указывает, что Деркето изображается в Финикии как полуженщина-полурыба (“русалка”). В качестве вывода нужно сказать следующее. В некоторых рассмотренных нами сюжетах, как мы уже упоминали, очевидно смешение трех традиций. Египетские параллели в данном случае довольно прозрачны: помощь рыбы в поисках тела Осириса и преследования Сетом Исиды. При этом сама Исида в рыбу не превращается (в египетской традиции скорбящая Исида может обратиться в птицу – в соколицу согласно Текстам пирамид, или в ласточку – по Плутарху и Минуцию Феликсу). С другой стороны, позднеегипетский синкретизм дают почву для отождествления Исиды и богини-рыбы Хат-мехит. Мотив преследования является наиболее надежным “египтизмом” (благодаря имени Тифона). Греческая традиция – за исключением имен – привносит мотив превращений богов из страха пред Тифоном. На наш взгляд, именно сиро-финикийская традиция и легла в основу большей части использованных источников. В особенности это касается самого ядра легенды о превращении богини в рыбу. Причем, согласно исконно сирийской версии, в рыбу обращается только сама богиня, а в синкретическом варианте появляется еще и сын, который тоже становится рыбой. Важно отметить, что практически все источники, за исключением Диодора, излагают данный сюжет в связи с катастерисмами (мифы о “превращении в созвездия”), очень популярными в позднеантичное время. Стоит отметить, что в текстах Овидия и Гигина совмещаются все три традиции, тогда как у остальных авторов первенствующая роль отведена сирийской.


[1] PW s.v. Atargatis, Sp. 1896; s.v. Dea Syria, Sp. 2236-2243.
[2] Montet P. Byblos et L'Egypte. P., 1928, P.275.
[3] Kees H. Der Götterglaube im alten Ägypten. B., 1956, S. 65-66; LÄ. II. Sp. 232.
[4] Sethe K. Dramatische Texte zu altägyptischen Mysterienspielen. Lpz., 1928. S. 115 f.
[5] Мифы народов мира: в 2-х т.т. М.-Минск, 1994.Т.2. С.584.
[6] Kees. Op. cit. S. 131.
[7] PW s.v. Dea Syria, Sp.2241.
[8] Матье М. Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М., 1996. С. 245, 248 сл.