Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека Совет деканов  

IX Международная конференция “ЛОМОНОСОВ – 2002”

О.В.Муромцева
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Двустороннее сотрудничество Италии со странами Средиземноморья

От обстановки в Средиземноморье и отношения со странами Ближнего Востока, Северной Африки и Балканского полуострова во многом зависит как экономика, так и безопасность Италии. В 1990-е гг. кризисный потенциал средиземноморского региона повысился, угрозы безопасности приобрели новые аспекты, на первый план выдвинулись социально-экономические проблемы развивающихся стран Средиземноморья. Министр иностранных дел Италии Л. Дини отметил, что основными характеристиками итальянской средиземноморской политики должны стать ее последовательность и своевременность [1]. Среди главных угроз безопасности Италии со стороны государств Cредиземноморского бассейна он назвал на первом месте незаконную иммиграцию, терроризм, наркобизнес, а также колебания в поставках нефти и природного газа в Италию. Большинство из этих угроз вызвано диспропорцией в экономическом развитии европейских и неевропейских средиземноморских стран, а также неразвитостью демократических и либеральных институтов во многих странах Средиземноморья. Следовательно, для их устранения необходимо развивать экономическое сотрудничество и устанавливать отношения взаимного доверия со странами средиземноморского бассейна. Именно эти задачи стали приоритетными направлениями итальянской политики обеспечения безопасности Средиземноморья в 1990-е гг.

На преодоления экономической отсталости развивающихся средиземноморских стран Италия ежегодно выделяет специальную финансовую помощь. Причем около 40% этих средств предназначено для следующих стран Cредиземноморского бассейна: Албания, Египет, Марокко, Тунис, Алжир. Большая часть из них тратится на программы обеспечения питанием и медицинской помощью. Италия оказала также значительную гуманитарную помощь Боснии, Албании и Косово, что входило в стратегию урегулирования кризисов в этих странах.

Италия успешно развивает экономическое сотрудничество с рядом стран Средиземноморья, направляя туда около четверти экспортируемых товаров. С другой стороны около 70% энергоресурсов, потребляемых в Италии, поступает из стран средиземноморского бассейна (Ливии, Алжира и др.) [2].

Италия в последние годы активизировала двухстороннее сотрудничество с некоторыми странами Средиземноморья. Особенно тесные отношения связывают Италию с Ливией, что объясняется традиционными историческими контактами с этой страной, а также зависимостью Италии от энергетических поставок (¼ часть необходимой Италии нефти закупается в Ливии). В коммюнике встречи министров иностранных дел Италии и Ливии от 4 июля 1998 г., говорится о необходимости укреплять экономические и политические отношения между двумя странами. Италия предоставила Ливии в 1997-1999 гг. ряд кредитов и заключила с ней договоры о совместной борьбе с преступностью и нелегальной иммиграцией. Таким образом, Италия способствовала выходу Ливии из политической и экономической изоляции, cозданной вокруг нее в результате применения санкций ООН.

Договор о совместной борьбе с незаконной иммиграцией был заключен Италией и с Тунисом. В 1990-е гг. Италия направила ряд крупных инвестиций в экономику этой страны. Более 650 итальянских крупных и мелких фирм открылись в Тунисе за последние годы.

В ноябре 1995 г. состоялся визит в Италию президента республики Алжир Бутефлика. В приветственной речи президент Италии А. Чампи сказал, что "в дружбе с Алжиром Италия видит отражение возможности установления добрых отношений со всем арабским миром и африканскими странами". Президент также отметил, что Италия будет увеличивать свои инвестиции в развивающуюся экономику Алжира [3].

Кроме экономического измерения безопасности Италия обращает внимание и на ее военное обеспечение. Как отметил премьер-министр Италии Р. Проди , "появилась необходимость брать на себя в решающих ситуациях прямую ответственность и использовать не только дипломатические, но и финансовые и военные ресурсы в случае возникновения кризисных ситуаций" [4]. Согласно данным НАТО о затратах на оборону стран-членов Альянса, итальянский военный бюджет с 1990 г. по 1997 г. увеличился приблизительно на 30% и составил в 1997 г. 37 триллионов лир. А по данным итальянского Министерства обороны большая часть новых статей бюджета направлена на укрепление военно-морских сил Италии. В интервью газете "La Stampa" президент комиссии обороны Италии Вальдо Спини сказал, что на реализацию ряда проектов по совершенствованию итальянского военного флота будет выделено 10 триллионов лир [5].

Конечно, сравнивая итальянский военный бюджет с военными тратами США или Германии, нельзя пока говорить о реальной способности Италии полностью обеспечивать безопасность Средиземноморья. Тем не менее, данные внешней торговли и инвестирования в экономику средиземноморских стран показывают усиление стремления Италии играть важную роль в Cредиземноморском регионе, рассматриваемом как первостепенная зона интересов страны.


[1] Dini L. Selettivita, tempestivita, coerenza e continuita le quattro caracteristiche della politica estera italiana// INFORM.N. 121. 27 giugno 2000.
[2] Данные Института внешней торговли Италии (Istituto commercio estero - ICE) http://www.ice.it.
[3] Brindisi in occasione del pranzo ufficiale offerto al Presidente della Repubblica di Algeria. Roma, Palazzo del Quirinale, 15 novembre 1999// La Stampa. 16 novembre 1999.
[4] Prodi R. La politica estera e di sicurezza dell'Italia // http://www.difesa.it.
[5] La Stampa. 18 octobre 1999.
[6] Горский А.А. Древнерусская дружина. М., 1989. С. 79.
[7] Franklin, S. and Shepard, J. Op. cit. P. 290.