Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека Совет деканов  

IX Международная конференция “ЛОМОНОСОВ – 2002”

Н.В.Рубцова
Институт всеобщей истории РАН

Политика Франции и Великобритании
и "майский кризис" 1938 года в Чехословакии

Интерес к взаимоотношениям Франции и Великобритании в межвоенный период остается огромным. Проблема взаимодействия двух великих держав в дни "майского кризиса" 1938 года неоднократно поднималась отечественными и "западными" историками. Однако желание каждой из сторон представить свою версию случившегося, существование закрытых архивных материалов, влияние догм на историческую науку, приводили к упрощенному рассмотрению этой многогранной проблемы в послевоенное время. С другой стороны, в работах российских историков конца XX - начала XXI веков преобладает нигилистический подход к выводам своих предшественников. Наша цель - основываться в своих суждениях на тексте изучаемых документов (прежде всего, дипломатических).

Поражение Германии в Первой мировой войне привело к расчленению германских земель согласно Версальскому договору 1919 года, которые вошли в состав ряда государств, в том числе Чехословакии и Франции. Приход к власти в тридцатые годы в Германии А.Гитлера и начатая им агрессивная политика по объединению немецких земель ознаменовали собой новый период в истории межвоенного времени.

Ситуация в Чехословакии в первые месяцы 1938 года постепенно накалялась. Это было связано с сепаратистскими настроениями среди отдельных групп национальных меньшинств и, прежде всего, судетских немцев, объединившихся в Судето - немецкую партию. Партия, возглавляемая К.Генлейном, поддерживалась лидерами германских нацистов, которые с 1935 года вынашивали планы по захвату и расчленению Чехословакии. По договору 1924 года, расширенному в 1925 и подтвержденному соглашением 1935 года, Франция должна была прийти на помощь Чехословакии в случае агрессии со стороны Германии. Однако ни Франция, ни ее стратегическая союзница Великобритания не были заинтересованы в начале большой войны в Европе, прежде всего, по соображениям полной неготовности в военном отношении. Ситуация с судетскими немцами воспринималась с чувством нескрываемой тревоги и в Лондоне, и в Париже. Стратегической задачей кабинета Н.Чемберлена было удержать новое французское правительство Э.Даладье, пришедшее к власти 10 апреля 1938 года, от резких шагов в сторону поддержки чехов. На совещании правительственных делегаций Англии и Франции, прошедшем в Лондоне 28-29 апреля, было решено потребовать от чехословаков сделать максимально возможные уступки немецкому меньшинству уже в ближайшее время, чтобы исключить всякую возможность силового решения проблемы. Демарш английского и французского послов в Праге 7 мая не дал сколько-нибудь существенных результатов на момент начала "майского кризиса": между чехословацким правительством Э.Бенеша и генлейновцами продолжали сохраняться непреодолимые противоречия. В своей программе ("14 пунктов"), озвученной 24 апреля на съезде судето-немецкой партии в Карловых Варах, Генлейн потребовал федерализации Чехословакии с предоставлением каждому из нацменьшинств полной политической, экономической и культурной автономии. Чехословацкое правительство, боявшееся, что этот шаг может в будущем привести к распаду ЧСР, высказалось резко против программы Генлейна.

Накануне муниципальных выборов в Чехословакии, запланированных на 22 мая, на волне массовой истерии и актов неповиновения властям в судетских землях (так возле Эгера, недалеко от германской границы были убиты два судетских немца, оказавших вооруженное сопротивление задержавшим их полицейским [1]) появились сведения о концентрации немецких войск на границе с Чехословакией. Британский и французский кабинеты получили эту тревожную информацию достаточно оперативно. Уже вечером 19 мая английский посол в Берлине Н.Хендерсон сообщил в Форин Офис, что у исполняющего обязанности британского консула в Дрездене "есть серьезные основания для утверждения о том, что немецкие войска концентрируются в Южной Силезии и Северной Австрии". Их выступление было якобы намечено на 22 мая [2]. Те же самые сведения стали поступать и от французских представителей в Германии. В первую половину дня 20 мая министр иностранных дел Чехословакии К.Крофта сделал официальное заявление французскому и британскому послам В.де Лакруа и Б.К.Ньютону о концентрации немецких войск в Саксонии.

В тот момент в Праге, Лондоне и Париже были убеждены, что Европа находится на пороге новой войны. Весь день 21 мая шли телефонные переговоры Хендерсона с министром иностранных дел Германии И. фон Риббентропом. В ответ на заявление Риббентропа о том, что Германия готова выступить против Чехословакии в случае продолжения актов насилия в отношении судетских немцев, британский посол парировал, что в случае новой европейской войны Великобритания готова выступить на стороне Чехословакии и Франции. Хендерсон впоследствии с удовлетворением отмечал, что "Его Превосходительство (Риббентроп - Н.Р.) был заметно взволнован" этим заявлением, "однако декларировал, что в худшем случае Германия будет снова воевать, как в 1914 году". Насколько серьезной казалась ситуация, показывает письмо министра иностранных дел Великобритании Э.Ф.Галифакса, которое тот направил своему германскому коллеге: "... эта страна (Великобритания - Н.Р.) не сможет удержаться в стороне, если в результате любого неосмотрительного действия начнется европейский пожар". Лишь те выиграют от такой катастрофы, "кто желает увидеть уничтожение европейской цивилизации" [3].

Французское правительство в свою очередь на словах продолжало оставаться верным взятым на себя перед Чехословакией обязательствам. 21 мая посол Франции в Берлине А.Франсуа-Понсе заявил атташе-секретарю министерства иностранных дел Германии Вейцзекеру, что "если Чехословакия явится объектом военной агрессии и обратится с призывом к Франции, последняя исполнит свои обязательства" [4]. По свидетельству Ш.Осуского, 21-22 мая на столе у французского премьера Даладье лежал для подписи приказ о мобилизации во Франции в случае нападения Германии на ЧСР. В тот же день в официальном заявлении для прессы Бонне заявил, что "если германская агрессия будет иметь место, очевидно, что Франция придет на помощь Чехословакии". Последнее заявление встретило непонимание по другую сторону Ла-Манша: Галифакс дал указание послу в Париже Э.Фиппсу сообщить французскому министру следующее: "...правительство Его Величества надеется, что оно будет иметь случай выразить свое мнение до того (подчеркнуто нами - Н.Р.), как Франция предпримет какие-то действия". В ответ Ж.Бонне клятвенно заверил британского посла, что "французское правительство не собирается предпринять каких-либо действий ... без пространных консультаций с правительством Его Величества" [5]. Ряд исследователей полагал, что данное высказывание французского министра является доказательством того, что Франция после "майского кризиса" полностью подчинилась влиянию британского кабинета [6]. Очевидно, что здесь мы имеем дело с недооценкой самостоятельности французской внешней политики в чехословацком вопросе вплоть до Мюнхенского совещания. Заявление Бонне следует воспринимать как его личную инициативу - большая часть французского правительства и лично премьер-министр Даладье стремились сохранить Чехословакию, если не целиком, то хотя бы в качестве обороноспособной державы.

Однако кризис показал, что "слабым звеном" во французском правительстве был Бонне. Из донесения Фиппса от 23 мая о встрече с французским министром иностранных дел мы узнаем, что британский посол "указал на то, что если чехи будут более чем неразумными, альтернативой для них будет полное уничтожение. Его превосходительство (Бонне - Н.Р.) полностью согласился. Более того, он сказал, что если Чехословакия будет действительно неразумной, то французское правительство вполне может заявить, что оно будет считать себя свободным от обязательств" [7]. Это была личная позиция Бонне. "Майский кризис" отчетливо показал, что он был готов следовать во всем за британским кабинетом, лишь бы избежать войны с Германией.

Выборы 22 мая прошли достаточно спокойно. Уже 23 мая начала поступать информация (и из Германии, и из Чехословакии) о том, что концентрации немецких войск вдоль чехословацкой границы не отмечается. "Майский кризис" миновал. Одним из его результатов стала дипломатическая победа Великобритании над Германией, в итоге оказавшаяся временной: заявление Хендерсона фон Риббентропу 21 мая о том, что Великобритания готова поддержать Чехословакию в случае нападения на нее Германии, было ледяным душем для агрессивных германских лидеров. С другой стороны, кризис показал, что у правительства Чемберлена есть надежный союзник во французском кабинете - Бонне, готовый проводить политику "умиротворения" Германии и следовать "советам" из Лондона. Франция же в ходе кризиса смогла сохранить свое лицо, продолжая оставаться верной союзническим обязательствам по отношению к Чехословакии и СССР. Тем не менее, влияние Великобритании на решение чехословацкого вопроса возросло: и в Праге, и, что еще важнее, в Париже понимали, что без помощи из Лондона уже не обойтись. Французский кабинет министров (кроме Бонне) продолжал пребывать в уверенности, что в случае нападения Германии на Чехословакию, которое оценивалось как начало новой европейской войны, Англия выступит против рейха. События последующих месяцев и, прежде всего, сентябрьский кризис вокруг Чехословакии показали, что правительство Чемберлена готово на любые уступки ради умиротворения агрессора. Франции не оставалось ничего другого как "сдать" Чехословакию фюреру.


[1] Documents of British foreign policy (далее - DBFP). Third series. Vol. I. P. 330.
[2] Ibid. P. 317.
[3] Ibid. P. 335, 341.
[4] Documents diplomatiques français. 1932-1939. 2-e s. T. IX. P. 835, 836.
[5] DBFP. P. 337, 357.
[6] Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. М., 1988. С. 181; Крал В. План Зет. М., 1978. С. 122.
[7] DBFP. P. 357.