Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека Совет деканов  

IX Международная конференция “ЛОМОНОСОВ – 2002”

Н.А.Истомина
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Основные иконографические типы портретных изображений в немецкой гравюре XVI века и их эволюция

XVI в. в Германии был ознаменован становлением и широким распространением портретной гравюры. Именно на этой территории формируются и кристаллизуются опирающиеся на примеры из других областей изобразительного искусства и использующие образцы из соседних западноевропейских стран типология и иконография этого жанра. Каждый из портретных типов на протяжении исследуемого столетия прошел определенные этапы эволюции, связанные со стилевыми изменениями, развитием гравюрной техники, оригинальностью метода работы художника и влиянием художественно-исторических условий.

Погрудное или поясное изображение человека на нейтральном фоне имело в качестве иконографического источника подготовительный рисунок, простые формы живописных портретов или скульптурные бюсты. Односложность типа определялась желанием художника сконцентрировать внимание зрителя на портретируемом.

Заключенный в раму портрет с расположенными сверху и снизу посвятительными и авторскими текстами мог служить листовкой или иллюстрацией к повествованию в книге. Варианты с выделенными контуром надписями представляют чуть более сложный вариант. Соединение текста и изображения дает повод говорить в этом и других примерах, имеющих ту же проблематику, о тесной внутренней связи литературного и художественного образа.

Портрет за парапетом продолжил традицию нидерландской живописи, схему которой Дюрер перевел в эстамп. Смысловое значение этого типа состоит в аллюзии на древнеримские гробницы с эпитафиями. В европейской живописи такая форма использовалась для изображения умерших. Дюрер впервые применил ее для живых, претендуя на создание вечного памятника человеку и его деяниям уже при жизни. Сам парапет указывает на бессмертность человеческого духа. Кубическая форма в основании в эпоху Возрождения служила символическим знаком вечности. Как и в древности, парапет нес на себе латинскую надпись с прославлением деяний и внутренних качеств человека.

Портрет в архитектурном пространстве арки, ниши или балдахина - вариативен внутри своей категории. Прямым источником для него служили как нидерландские алтари, завершенные показанной живописными средствами аркой, так и конкретные архитектурные формы. Глубинные связи во всей трех случаях вызывали аллюзии на триумфальную арку, портреты в древнеримских колумбариях, порталы соборов, иллюстрации в средневековых миниатюрах. Отсюда выделяется две категории смысла: мемориал и триумф, в контексте которых изначально используется схема. Ниша может символизировать собой духовную твердость.

Изображение человека иногда вставляется в иллюзорную деревянную картинную раму, несомненным источником чему служило обрамление станковой живописи.

В первой половине века портрет в медальоне опирался на формы античных монет, древние портретные изображения на щитах (так называемые "Imago clipeata"), медали итальянского и немецкого Возрождения. С 1560-х на этот тип влияли нидерландские овальные гравированные медальоны-броши и нидерландская же портретная гравюра. Целью подобного представления человека было соотнесение портретируемого с античными героями. В образном значении: круг всегда ассоциировался с постоянством вечного движения и напоминал колесо фортуны.

Погрудный портрет в интерьере и портрет внутри сюжетной композиции представляют собой варианты живописных образцов. Первый опирался на нидерландские примеры, в которых интерьер служил источником для смысловых аллегорий. Последний, который мог быть как светским, так и религиозным, зачастую переносил в гравюру популярные портретные схемы.

Иконография портретов в рост была заимствована непосредственно из живописи, но вместе с тем параллелями к этому портретному типу являются надгробные рельефные памятники, включенные в настенную живопись соборов донаторы, образцы витражей, фигуры "homini famosi" в итальянских виллах, изображения в книгах статутов, статуи в храмах и ранние эстампы, представляющие различные категории горожан в полный рост. Задача художника, работающего над цельнофигурным портретом - дать максимальную репрезентацию человека.

Портреты всадников не распространились в гравюре из-за сложности из исполнения; костюмированное изображение человека использовалось в эпоху Возрождения, но, несмотря на свою аллегоричность, редко применялось в рамках маньеризма; фантазийные портреты складывались в серии или встречались жизнеописаниях. Во второй трети века из живописи в гравюру приходит пандан. Появление в эстампе автопортрета можно связывать и с живописью и с рисунком. В XVI в. складываются "профессиональные" портреты, где изображенные наделяются характерными для своего вида деятельности атрибутами, соответствующим костюмом и позой.

Отдельные типы внутри портретного жанра в немецкой печатной графике эволюционируют от лаконичности форм к их детализации. При этом пропадает первичная иконографическая значимость изображения, в результате чего художественно-декоративные цели выступают на первый план, предопределяя нормы барочных произведений. Если портрет в европейском искусстве на протяжении XVI в. эволюционировал в сторону обострения индивидуальности портретного персонажа, в немецком гравированном портрете индивидуализация выражается в основном через атрибуты, характеризующие деятельность и статус человека. Во второй половине XVI в. главным в гравированных портретах становится социальный статус и общественная значимость изображенной модели.

В первой трети XVI в. зарождаются все портретные типы, характерные для столетия. Основная масса схем внутри представленной типологии не исчезает, а, напротив, оттачивает свои формы и приобретает новые качества на протяжении века, переходя в следующие столетия и служа плацдармом для барочных модификаций на территории всей Европы, где отдельные портретные типы, оформившиеся в Германии, только обогащаются новыми стилевыми и "национальными" качествами.