Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека Совет деканов  

IX Международная конференция “ЛОМОНОСОВ – 2002”

Н.В.Корякина
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Традиции житийной литературы
в жизнеописании Филиппа де Морне

Реформационное движение во Франции развивалось на основе наследия католической церкви. Протестанты, по-новому оценивая догматы католицизма, сохраняли в своих общинах немало её традиций. Некоторые традиционные элементы дореформационной христианской культуры были настолько близки творцам новой конфессии, что те воспользовались ими при создании протестантской идеологической базы. В частности, это утверждение справедливо для жанра житийной литературы, который в культуре французских кальвинистов получает новое развитие. В данной работе предпринимается попытка обнаружить следы житийной традиции в одном из весьма характерных для периода XVI - XVII вв. жизнеописаний благочестивых протестантов, а именно, в "Истории жизни мессира Филиппа де Морнэ, сеньора дю Плесси Марли". Подобного рода сочинения были типичны в это время. В качестве его аналога можно упомянуть "Историю жизни и смерти господина Жана Кальвина", написанную Теодором де Без [1].

Поставленную задачу можно решить следующим образом. Сначала будут указаны отличия житийного жанра от светской биографии. Сосредоточив внимание на характеристике центрального персонажа жития, следует определить основные черты данного образа, а затем, перенеся акцент на основной источник, - дать описание его структуры, решить проблему авторства, и продемонстрировать, как в данном произведении проявляются все перечисленные особенности житийного жанра.

Историография, посвящённая избранной мною теме, не отличается многообразием. Авторами большинства исследований, объектом которых стала личность Дюплесси-Морне, являются люди, симпатизирующие протестантской доктрине. Классический пример представляет собой сочинение (1847 г.) Ж.Амбера, сделавшего добросовестный пересказ "Истории жизни" [2]. В его книге отсутствует критический подход, преобладает апологетика по отношению к герою, даже многочисленные речи, переполняющие нарратив XVII в., на который опирался Ж.Амбер, частично приводятся как вполне достоверные. В дальнейшем ситуация меняется, что, отчасти, приводит к потере интереса исследователей к "Истории жизни" как к произведению, имеющему самостоятельную ценность. К данным этого источника в современной историографии относятся с недоверием, вполне оправданным явной идеализацией главного героя. Такой подход характерен для Ж.Гарриссон [3].

Житие как особый жанр литературы отличается от биографии своей целью, которой обычно является призыв к подражанию и подвижничеству, а также раскрытие божественной силы, проявляющейся в деяниях героя. Для центрального персонажа (святого) характерны, во-первых, праведность, во-вторых, мученичество за веру (необязательный признак). В-третьих, герой жития должен быть подвижником. В-четвертых, святой наделен способностью совершать чудеса.

Данное произведение имеет нескольких авторов. Первый из них - сам Филипп де Морне, сеньор дю Плесси-Марли или Дюплесси-Морне, как его ещё называли. Ему принадлежит материал мемуаров, не составивших единого корпуса литературы. По-видимому, Морне несколько раз собирался написать подробную автобиографию, но в силу того, что он был вынужден постоянно переезжать с места на место, участвовать в войнах, политической и религиозной борьбе, нередко попадая в ситуации, связанные с большим риском, эти планы часто нарушались. Многие из уже готовых текстов были утеряны. Важно отметить, что его мемуары никогда не писались с целью создания некоего идеала жизненного пути в кальвинизме, но, несмотря на это, они представляют собой первый уровень субъективизации фактов и идеализации образа их автора.

Другим автором является Шарлотта-Арбалетта, жена Филиппа де Морне. Ее перу принадлежит текст жизнеописания супруга, составленный в качестве наставления для их единственного сына. В нем изложены события от рождения Филиппа до гибели его наследника, которая не только лишила смысла весь труд над книгой, но и подорвала силы матери, и привела ее к скорой смерти. Этот текст в значительной мере основывается на мемуарах Филиппа. Не меньшую ценность представляет её оценка событий, что позволяет вычленить второй уровень формирования идеализированного образа Филиппа де Морне и субъективизации данных.

Третьим автором "Истории жизни" стал друг семейства Морне Давид Лик (ему, в частности, была поручена забота о раненом сыне Филиппа Дюплесси, а потом препоручено его тело). Лик положил в основу своего произведения труд Шарлотты, который он пересказывает местами почти дословно, но нередко вносит изменения в оригинальный текст. Недостающую информацию он почерпнул из сохранившихся воспоминаний Филиппа де Морне и его писем. Тот уровень субъективизации и идеализации, который связан с работой Лика, содержит в себе большинство признаков влияния житийной литературы.

Дальнейшая судьба "Истории жизни" связана с двумя изданиями. Самое раннее - женевское [4] - вышло в двух томах в 1624-1625 гг., то есть, вскоре после смерти Филиппа Дюплесси-Морне. Оно представляет собой собрание писем и мемуаров Филиппа де Морне с 1572 по 1599 гг. Валентин Конрар, посредственный поэт и писатель, имевший отличную репутацию в литературной среде Парижа, благодаря своему хлебосольству, завершил работу по завершению и редактированию текстов вместе с Жаном Дайе, который проводил много времени с Морне в последний год его жизни. Дайе был протестантским теологом и выполнял обязанности министра (старейшины кальвинистской общины) в Сомюре, куда он приехал из после путешествия по Италии в 1623 г. Он занимался воспитанием внуков Дюплесси-Морне и был свидетелем его кончины (ноябрь 1623), которую описал в своём сочинении "Последние часы господина дю Плесси". Оно вошло в издание "Истории жизни". Дайе входил и во вторую группу составителей "Истории жизни" вместе с Жюлем де Меле и Рене Шалопеном - личными секретарями Филиппа Дюплесси. Их вариант биографии Морне вышел в свет в 1647 г. в лейденской типографии Эльзевиров [5]. Все названные люди были протестантами. В результате их работы труд Лика был завершен, и идеализированный образ Морне сформировался окончательно.

Из двух упомянутых изданий автор этой работы, в основном, будет пользоваться вторым, лейденским, текст которого как раз и представляет собой пример жизнеописания благочестивого протестанта.

Всех упомянутых авторов "Истории жизни" объединяет, прежде всего, идея праведности главного героя повествования. "История жизни" сближается с тем типом житий, который описывает праведников от рождения. Ни в книге Шарлотты, ни в труде Лика и других авторов нет ни одного упоминания о грехах или ошибках главного героя. Действия Морне оправдываются их соответствием божественному закону.

Второй из упомянутых мною признаков святости - мученичество за веру - является неотъемлемой частью "Истории жизни". В этом произведении имеется два варианта сюжетов, описывающих страдания праведников, - мученическая смерть и "страсти" без смертельного исхода. Первый случай представлен в рассказе об адмирале Гаспаре де Колиньи, погибшем в Варфоломеевскую ночь 24 августа 1572 г. Второй случай представлен в образе самого Морне. Кульминацией на его пути веры оказывается диспут в Фонтенбло в мае 1600 г. Там Морне, лишённый поддержки короля, подвергся критике со стороны католического духовенства за написанную им незадолго до этого книгу "О евхаристии". Его идеи признали лживыми, он был лишён всех постов, в том числе должности государственного советника, и удалён от двора.

Ещё один признак - идея подвижничества - составляет основу фабулы текста. Чудеса как одна из важнейших черт святости присутствуют в источнике в следующих вариантах: исцеление от болезней, природные катаклизмы (кара за преследования праведника), мистический контакт с божеством. Аскеза в протестантской интерпретации представлена в интересующем нас тексте в виде идеала разумной умеренности и пренебрежения личными нуждами в пользу служения Богу.

Жанровое своеобразие источника заключается в сочетании элементов житийной литературы с традициями историописания в целом и светской биографии, в частности. Целью авторов и редакторов "Истории жизни" было создание кальвинистского варианта "imitatio Christi". Из католической традиции был почерпнут один из видов святости, подразумевающий активную деятельность святого по распространению и укреплению веры. Трактовка самого понятия благочестия изменяется, превращая монашеское служение Богу в мирское, но эта концепция не далека от католической традиции, поскольку остальные признаки сохраняются.


[1] Beze, Theodore. Histoire de la vie et la mort de monseigneur Jean Calvin fidel serviteur de la justice de Jesus Christ. Geneve, 1655 - 1657.
[2] Ambert, Joachim. Duplessis Mornay. Paris, 1847.
[3] Garrisson, Janine. Les protestants au XVIe siecle. Fayard, 1988. P. 218.
[4] Memoires de messire Philippes de Mornay, segneur du Plessis-Marli contenans divers discours, institutions, lettres,… depuis l'an 1572 jusques a l'an 1599. Geneve, 1624-1625. V.1-2.
[5] Histoire de la vie de Messire Philippes de Mornay seigneur du Plessis Marly etc… Leiden, 1647.