Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека Совет деканов  

IX Международная конференция “ЛОМОНОСОВ – 2002”

Ф.В.Дытынко
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Право наций на самоопределение.
Истоки национально-государственного строительства

В научной литературе часто встречается мнение, что ряд народов Российской империи имевших в прошлом свою национальную государственность, сохранили стремление к ее восстановлению, хотя в дореволюционный период оно выражалось весьма неопределенно. После революции процесс осознания необходимости создания национальной государственности среди трудящихся нерусских народов шел очень медленно. По свидетельству Сталина, к моменту провозглашения ряда советских автономий, значительная часть азербайджанских, башкирских, татарских и казахских низов, относилась к идее образования своей национальной государственности "совершенно индифферентно". Большевистская концепция национально-государственного строительства поначалу должного отклика и поддержки в центральных и местных организациях не получило. Следуя интернационалистским идеям, они оставляли "почетное право" провозглашения национальной государственности руководителям национальных движений на местах. Политические позиции которых (по политической принадлежности преимущественно эсеры и меньшевики) быстро менялись в ходе развития революционного процесса в России.

Победа Февральской революции в корне изменила в стране по-литическую обстановку. В условиях завоеванных народом демократических свобод большевики, выдвинув лозунг о переходе власти к Советам, положили начало борьбе за утверждение новой формы государственности и новых подходов к решению задач национально-культурного возрождения. Теперь, по мысли большевиков, Советская система организации государственной власти обеспечивала реализацию выдвинутого партией требования широкой областной автономии и определения границ самоуправляю-щихся и автономных областей на основании учета самим местным населением хозяйственных, культурных, бытовых условий, национального состава населения и т.п. Право наций на самоопределение конкретизировалось равноправием в отношении государственного и национальнокультурного строительства.

Повсеместное формирование Советов рабочих, солдатских, а позже и крестьянских депутатов требовало уточнения и унификации их организационных принципов, преодоления разобщенности действий, объединения как в региональных рамках, так и в масштабах всей страны. Первые региональные Советы складывались как на чисто административно-территориальной, так на территориально-национальной основах, охватывая исторически сложившиеся экономические районы. Закладывались основы такого государственного аппарата, при помощи которого партии было бы легко провести в жизнь после победы социалистической революции один из основных программных лозунгов в деле решения национального вопроса - замену "старых административных делений России делениями, основанными на требованиях современной хозяйственной жизни и согласованными по возможности с национальным составом населения страны".

После победы Октябрьской социалистической революции под воздействием ленинской национальной политики старое насильственное объединение народов бывшей Российской империи распалось. Уже в первом обращении II Всероссийского съезда Советов "Рабочим, солдатам и крестьянам!", провозглашавшем переход всей власти в руки народа, специально оговаривалось, что новое правительство "...обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение".

Эта проблема наиболее остро встала перед большевиками, как правящей партией, и дискутировалась в ней в период переговоров в Брест-Литовске. Выступая против подписания мирного договора, "левые коммунисты" утверждали, что в этом случае Советская Россия предаст Латвию, Польшу, Курляндию и Литву. В полемике с ними Ленин прямо поставил теоретическую дилемму: "Что выше: право наций на самоопределение или социализм?" и дал ответ: "Социализм выше". Отказ от национальной государственности предусматривался как временная мера, обусловленная чрезвычайной обстановкой гражданской войны и военной интервенции. Создание национальной государственности, по его мнению, будучи в целом величайшим завоеванием трудящихся, имело некоторые отрицательные стороны, особенно если национальная независимость абсолютизировалась. В этом случае при слабом государственном аппарате и сопротивлении буржуазно-националистических элементов была затруднена мобилизация людских и материальных ресурсов для нужд обороны. В этой ситуации отсутствие единого командования вооруженными силами мешало борьбе с партизанщиной. Кроме того, наблюдалось проявление местного (но не националистического) сепаратизма среди руководителей независимых республик. В качестве крайней и временной меры для преодоления этих недостатков и рассматривалась возможность слияния республик с РСФСР.

На протяжении 1919 г. этот вопрос поднимался и отпадал не раз, что было связано с постоянным изменением ситуации в стране.