Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека Совет деканов  

IX Международная конференция “ЛОМОНОСОВ – 2002”

А.В.Гущин
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Польский вопрос
во внешней политике России 1914-1917 гг.

В ходе войны 1914-1918 годов проблема Польши являлась одной из ключевых во внешней политике Российской империи. Однако, еще до начала Первой мировой войны польский вопрос стал приобретать все большую актуальность, особенно в условиях противостояния России и Австро-Венгрии. Министр иностранных дел Сазонов обращался к императору Николаю II с проектом реформирования системы управления Привисленского края, предусматривающим либерализацию системы управления и расширение компетенции местных властей.

С началом боевых действий великие державы - участники разделов Польши и оказавшиеся в противоборствующих лагерях, осознав важность использования поляков в своих целях, всячески стремились привлечь польский народ на свою сторону. С течением времени, когда стало очевидно примерное равенство военных сил, огромное значение приобрело и привлечение мобилизационного резерва.

Россия, по сравнению с Центральными державами, находилась, несомненно, в более выгодном положении, так как она могла использовать аргумент объединения всех польских земель под скипетром Романовых, а это, в свою очередь, рассматривалось "пророссийским" лагерем польских политиков во главе с Г.Дмовским как важный шаг к независимости.

9 августа 1914 года, на следующий день после выступления польских депутатов в Думе с выражением верности союзу с Россией, великий князь Николай Николаевич издал манифест, в котором говорилось о необходимости объединения всех польских земель, а также о создании свободной в своей вере, языке и самоуправлении Польши. Несмотря на то, что манифест не содержал в себе никаких конкретных обязательств, он вызвал положительную реакцию как на Западе, так и в польских политических кругах, ориентированных на Россию, и наоборот, - крайне негативные оценки среди российских консерваторов, имевших крепкие позиции в государственном аппарате. Так, в декабре 1914 года министр внутренних дел России Маклаков разослал губернаторам в Польше циркуляр, в котором разъяснялось, что меры, предусмотренные манифестом великого князя Николая Николаевича, относятся только к тем территориям, которые до войны входили в состав России. Русские власти не предприняли также никаких шагов по автономизации статуса Галиции, занятой российскими войсками после Галицийской битвы.

Вместе с тем стоит признать, что придание автономного статуса территориям, фактически находящимся в прифронтовой полосе, является серьезным риском, особенно в условиях, когда большинство населения на данных землях не относится к государствообразующей нации. Вхождение же Восточной Галиции в состав России, которое вызвало неоднозначную реакцию поляков, не может рассматриваться как аннексия этнически польской территории, ибо даже после окончания войны вопрос о Восточной Галиции вызвал многочисленные споры по причине полиэтничности региона.

Император Николай II в 1914-1915 годах самоустранился от участия в разрешении проблем, связанных с Польшей. Его участие ограничилось принятием нескольких делегаций польских политических деятелей и поручением правительству рассмотреть вопрос на заседании кабинета министров при участии польских представителей, что опять же ни к чему не привело.

После оставления русскими войсками Польши, отставки С.Сазонова, не в последнюю очередь связанной с провалом его очередного проекта реорганизации Польши весной - летом 1916 года, и опубликования Центральными державами манифеста о создании квази-государства польская проблема все более превращалась в международную.

Русскому послу в Париже А.Извольскому пришлось приложить немало усилий для недопущения официального вмешательства союзников России по Антанте. Даже после январского заявления президента США В.Вильсона, уже в ходе февральской революции, Россия получила от Франции гарантии невмешательства и права самой установить западную границу.

Мартовское решение Временного правительства о признании независимости Польши, хотя и с сохранением военного союза с Россией, открыло новый этап в процессе интернационализации польского вопроса. Россия, в условиях внутренней нестабильности, все более активного участия США в европейской политике и фактического признания Россией независимости Польши, перестала оказывать влияние на польский вопрос в международном аспекте.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что внутренняя нестабильность России и военные поражения стали главным фактором ослабления ее влияния в рамках польской проблематики в целом. Вместе с тем необходимо признать, что вплоть до 1917 года, даже несмотря на актуализацию принципа права национальностей, Россия продолжала играть огромную роль для союзников, что вынуждало их лавировать между оказываемой ею поддержкой и соблюдением секретных договоров с одной стороны, и развитием контактов с польскими организациями на Западе и с администрацией США - с другой.