Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека Совет деканов  

IX Международная конференция “ЛОМОНОСОВ – 2002”

О.С.Клишина
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

"Население" художественного произведения
как модель российского общества XIX века
(по произведениям Н.С.Лескова)

Современная этнология использует самые разные методы и источники для изучения различны аспектов этнического бытия человека. Один из наиболее интересных источников - художественная литература, создание которой само по себе является формой своеобразной национальной рефлексии интеллигенции (В.В.Карлов), а также отражает реальные события национальной истории, преломленные в своеобразной форме. Изучение этих реалий возможно и оправданно как традиционными качественными, так и колличественными методами. Один из этих последних - построение своего рода модели общества художественного произведения с помощью подсчета персонажей и выявления их роли в произведении [1]. Такого рода модели интересны предже всего тем, что позволяют глубже понять субьективное отражение этнических процессов в сознании предствителей этноса, выделить существенное для этнического самосознания в данную эпоху. Применяя имеющиеся теоретические разработки, автор статьи делает это на материале 27 повестей и рассказов известного русского писателя - реалиста ХIХ века Н.С.Лескова [2].

В XIX веке Россия всё ещё полуфеодальная страна, но капитализм развивался здесь энергично, и все больше накладывал отпечаток на жизненный уклад, на все сферы быта. Образующееся новое буржуазное общество не представляло собой однородную по своему бытовому укладу и культурному уровню массу, тем более что оно постоянно пополнялось людьми разного происхождения. Российское общество всегда было многонациональным, а в XIX веке - веке войн, бурных экономических и политических потрясений оно становится ещё более этнически неоднородным - появляются предприимчивые иностранцы, вступающие в российский капиталистический класс, высокая социальная мобильность отличает ряд групп коренного нерусского населения самой России. В прозе Н.С.Лескова отражены эти перемены: размывание сословных границ, процессы урбанизации, межэтнические взаимодействия.

1. Сословный состав (Сословный состав российского общества по произведениям Н.С.Лескова - Дворяне 309 чел., 33,7%, духовенство 101 чел., 11%, купцы 51 чел., 5,5% мещане 49 чел., 5,3%, крестьяне 160 чел., 17,4%, прочие 246 чел., 26,8%). Основные черты в описании сословного состава произедений - внутрисословная дисперсность и неоднородность описываемых персонажей, существование разных стилей и образов жизни в рамках одного сословия, межсословная мобильность.

Следует, однако, сразу оговориться, что сословный состав "литературного населения" может быть только описан, а посчитан лишь весьма приблизительно. Во-первых, в связи с тем, что в творческие замыслы писателя входило иногда просто не указывать сословной принадлежности героя, а иногда они менялись на протяжении повествования. А во-вторых, далеко не всегда путём простого подсчета можно определить роль представителей какой-либо группы в реальной жизни, тем более если она описана в литературном произведении, в котором есть главные и второстепенные герои.

В соответствии с данными наибольший процент "литературного населения" составляют дворяне, что показывает их "общественный вес" с точки зрения писателя.

2. Национальный состав (Русские 800 чел., 79,3%, "инородцы" 116 чел., 20,7%; в их числе за рускими с большим отрывом следуют другие этнические группы : Украинцы 24 чел., 20,6%, Немцы 21 чел., 18,1%, Поляки 15 чел., 12,9%, Евреи 10 чел., 8,6%, Англичане 10 чел., 8,6%, Цыгане 8 чел., 6,8%, Казахи 8 чел., 6,8%, Французы 6 чел., 4,3%, "тунгусы" 4 чел., 3,4%, "хивяки" 2 чел., 1,7%, прочие 7 чел., 7,6%). Различные этнические группы поквзаны на примере их конкретных представителей: украинцы - жители сел и мелкое духовенство; немцы - служащие госаппарата, поляки - военные и "диссидентская" интелигенция, евреи - торговцы и ремесленники, англичане - предприниматели и т.д. В целом, из рассказов Н.С.Лескова можно почерпнуть добротную информацию об этнических стереотипах, бытовавших среди населения России в ХIХ веке.

Главным преобладающим и доминирующим этносом в дореволюционной России были, конечно, русские. В произведениях Н.С.Лескова русские составляют абсолютное большинство - 79,3% (800 человек), среди которых представители всех сословий. Самая яркая деталь, подчеркнутая Лесковым - культурно-бытовая неоднородность русского этноса, существенные социально-психологические различия между представителями разных сословных групп, профессий и регионов.

Анализируя творчество Н.С.Лескова, невозможно обойти тему раскола и раскольников. Согласно историческим данным в губерниях, описанных Н.С.Лесковым с конца ХVII - начала ХVIII века селились субботники, с середины ХVIII века - духоборцы, с 60-х годов ХIХ века - молокане, с 80-х годов ХIХ века - хлысты. В рассказе "Несмертельный Голован" перечисляются раскольники, проживающие в Орловской губернии в 30-х годах ХIХ века - федосеевцы, "пилипоны" (филипповцы), перекрещеванцы, хлысты, люди божьи. На Украине, в Киеве - поморцы, филипповцы и немоляки. Наконец, в Москве, уже в середине 60-х годов ХIХ века стали выдвигаться в отдельную этнокультурную группу "люди капитальные" - купцы-старообрядцы, а также мелкие ремесленники и торговцы, селившиеся в основном у Рогожской заставы.

Таким образом, следует заключить, что:

1) описывая сословный состав российского общества, писатель отмечал не столько определенную сферу занятий, набор профессий, характерный для него, сколько образ жизни и социально-психологические стереотипы, отличающие одно сословие от другого сословия;

2) значительное число персонажей с неопределенным сословным статусом говорит о существенной социальной мобильности, по преимуществу в трех низших податных сословиях. Неуказанный социальный статус иноэтничных персонажей говорит о его второстепенной значимости в восприятии по сравнению с этнической, а еще чаще конфессиональной принадлежностью; этническая принадлежность героев зачастую также не указана достаточно четко. Определение иноэтничных персонажей как "дикари", "татары", "жиды", "хохлы" показывают срез общественного сознания, в котором главное разделение проходит по линии "русские-другие". Существенная связь наблюдается между этнической принадлежностью и видом деятельности. Описание этнического состава российского общества включающего в себя как народы, стоящие на первобытной стадии развития, так и народы, имеющие свою буржуазию, по рассказам и повестям Н.С.Лескова позволяет сделать вывод о его (общества) крайней неоднородности.


[1] Канторович В.Я. Литература и социология. - М., 1984.
[2] Лесков Н.С. Собрание сочинений в 6 томах. - М., 1978.