Потерянный ребенок Исиды

Васильева О.А.

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Древнеегипетский мифологический сюжет поисков Исидой и Нефтидой останков Осириса и оплакивания его тела зафиксирован еще в Текстах пирамид (Pyr. § 1255, 1256, 1280—1282). Однако ряд позднеантичных и христианских авторов поздних авторов, передавая миф об Исиде и Осирисе, говорят о том, что Исида отправлилась на поиски не тела мужа, а своего ребенка. Причем “Гарпократом” (т.е. “Хором-ребенком”) его именуют только Кассиодор (Var. V.17) и Гигин (Fab. 277); у Арнобия имя ребенка не уточняется (Arnob. Adv. nat. I.36), а в целом ряде источников он неожиданно именуется “Осирисом” (Min. Fel. Oct. 22.1-2; Ael. Nat. anim. X.45; Lact. Div. inst. I.17, 20; Etym. Magn. s.v. Kovptoß). Очевидно, что в последнем случае перед нами смешение двух сюжетов—одного, связанного с убийством Осириса и поисками его тела и второго, связанного с Исидой и Хором. Минуций Феликс точно передает египетскую традицию о поисках Исидой тела Осириса при помощи Кинокефала (cf. Firm.Mat. De err. 2.2), т.е. Анубиса, но Осирис становится у него младенцем, сыном Исиды (Oct. 22.1-2). Элиан явно позаимствовал свой рассказ о поисках Исидой ребенка из повествования Диодора о поисках тела Осириса (I.87.3). Любопытно, что черты контаминации образов Осириса и Хора в эпизоде поисков проявились еще у Плутарха: Исида отыскивала при помощи собак младенца-Анубиса, сына Нефтиды от Осириса (Plut. De Is., 14, 356 F). Если мы вспомним, что Нефтида, бесплодная супруга Сета, является в осирическом мифе некоей добавочной фигурой, своего рода “двойником” Исиды, то ее близость с Осирисом в рассказе Плутарха можно счесть фикцией, и тогда Анубис окажется сыном Исиды. Этот эпизод, возможно, принадлежит к одним из многочисленных “вульгарных”, или “народных” преданий, которые были записаны в свое время Манефоном [4, p.307].

То, что эпизод с потерянным ребенком-”Осирисом”, выходит на первый план в текстах поздних авторов, вполне объяснимо. Прежде всего, в греко-римскую эпоху образ Исиды полностью затмевает образ Осириса, она становится вселенской богиней, рядом с которой особую роль играет уже не ее супруг, а ее сын, маленький Хор. Кроме того, отождествлению Хора и Осириса способствовали некоторые мифологические параллели в рамках греко-египетского синкретизма, основанные на отождествлении Осириса с Дионисом и Исиды - с Деметрой (cf. Herod. II. 42, 59). Диодор в одном и том же тексте приводит две различные версии рождения “второго Диониса” (=Осириса): он не только сын Зевса и Семелы, но также—сын Зевса от Ио, дочери Инаха (Diod. III.74). В силу давней традиции отождествления Ио с Исидой (Apollod.II.1.3) Осирис косвенным образом превращается здесь в сына Исиды. В одном орфическом гимне Исида называется “матерью”, а не женой Диониса (Hymn. orph. XLII, ed. Abel). Отголоски повествования о скитаниях Деметры в поисках Персефоны есть в рассказе Плутарха о скорбных странствованиях Исиды в поисках Осириса (De Is. 15-16; ср. с Гомеровым гимном к Деметре, ст. 98-304), а Лактанций прямо говорит о сходстве двух мифов, обращая внимание на то, что Деметра искала потерянную дочь Персефону, а Исида—своего сына Осириса (Lact. Div. inst. I.20). Это сопоставление египетских таинств с Элевсинскими мистериями довольно необычно, поскольку в основном сопоставление делалось именно с Дионисийскими мистериями (Diod.I.23.2-7; Cosm.Hier. Comm.carm. Greg. Naz. II.269.508; Procl. In Tim. 24c-d; Firm.Mat. De err. 8.2). Заметим, что в сопоставлении с Деметрой Исида предстает исключительно в своей ипостаси любящей и заботливой матери, что имеет несомненные египетские корни и приводит к стиранию границ между образами двух близких к Исиде мужских персонажей—Осириса и Хора. Наконец, в аллегорической натурфилософской интерпретации неоплатоника Порфирия, которому дословно следует Евсевий, Осирис является одновременно мужем, братом и сыном Исиды, коль скоро она плодородная и все порождающая земля (Euseb. Praep. ev. III.51).

Сближение Осириса с Хором происходило также благодаря свойственному образам их обоих мотиву страдания и гибели. Мотивы смертельной угрозы Хору и даже его гибели присутствуют и в древнеегипетской традиции. Согласно египетскому мифу, после гибели Осириса Исида скрывалась вместе со своим сыном в болотах Дельты, и однажды Хор был смертельно ужален скорпионом, но затем исцелен богом Тотом (1, с. 251). Согласно “Спору Хора и Сета”, в сражении с Сетом Хор получает увечья (у него был вырван глаз, или оба глаза—1, с. 258; 271), в Книге мертвых говорится о том, что Хор был убит, а две его руки найдены богом Себеком (TB 113; 2, S. 221-223). Однако для античных и христианских авторов в сопоставлении Осириса и Хора особую роль сыграла легенда о “первом Дионисе”-Загрее (Firm. Mat. De err. 6.15): ведь он был растерзан, как Осирис, и был ребенком, как и Хор (Plut. De Is., 35, 364 F). Сопоставление с этой легендой проявляется в двух рассказах Диодора о растерзании Осириса (IV.6.3) и об убийстве Хора титанами и его воскрешении Исидой (I.25.6). Плутарх сопоставляет мистерии, связанные с культом Загрея и египетские таинства, посвященные страданиям Осириса (Plut. De Is., 35, 364 F). При этом необходимой предпосылкой для отождествления Осириса и Хора у наших авторов “через посредство” сюжета о растерзанном ребенке-Загрее было смешение в самой греческой мифологии образов “первого Диониса”-Загрея и “второго Диониса”, с которым Осирис собственно и отождествлялся с самого раннего времени, как с богом плодородия.

Некоторые исследователи [3, p.45] пытаются доказать, что мотив поисков и нахождения ребенка—это изначальный, т.е. древнейший, кульминационный момент собственно египетского осирического ритуала (который и нашел отражение у Минуция Феликса). Излишне здесь говорить, что это не так, и что смысл мистерий Осириса был совершенно в ином. Смешение образов Осириса и Хора могло произойти только в античной традиции, с одной стороны, из-за возрастания значения образа Исиды, скорбящей не только о муже, но и о сыне (Arnob. loc. cit.), и, с другой стороны, под влиянием нескольких - причем очень значимых - сюжетных линий греческой мифологии, которые сопоставлялись с мифом об Осирисе. Итак, сюжет поиска ребенка становится неким фокусом, в котором в результате interpretatio Graeca соединились несколько мотивов египетской и греческой религиозно-мифологических традиций.

 

[1] Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М., 1996.

[2] Hornung E. Das Totenbuch der Agypter. Dьsseldorf/Zьrich, 1998.

[3] Holley N. The Floating Chest // Journal of Hellenic Studies. 1949. Vol.69.

[4] Griffiths J.Gw. Plutarch’s De Iside et Osiride / Ed. with Introduction and Commentary. Cardiff, 1970.