О некоторых источниках по истории языкового образования в Западной Сибири второй половины XVIII в. - 30-х гг. XIX в. в фондах Государственного архива Омской области (ГАОО).

С.Н. Станских

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Историю любого образования необходимо изучать по трем его составляющим:

1) административная (кто организовывал обучение, т.е. какие учебные заведения выполняли эту функцию); 2) социальная (какие социальные группы (сословия) были представлены); 3) методико-педагогическая (как шёл сам процесс обучения, включающий в себя и методику преподавания). Начальный период истории народного образования Сибири исследован крайне слабо. Языковое же образование, под которым понимается процесс и результат усвоения определенных знаний, умений и навыков в сфере иностранного языка через обучение в учебных заведениях, как правило, редко выделялось в самостоятельный объект изучения. Ниже речь пойдет о подготовке специалистов только по восточным языкам. В силу того, что сведения в документах ГАОО об учебном процессе в сфере восточных языков крайне скудны, а этот вопрос к тому же находится на стыке нескольких дисциплин, следовательно, его анализ представляется наиболее сложным и требует работы в направлении изучения аналогичных образовательных процессов в России указанного периода, а также работы в крупнейших архивах РФ. Поэтому в данной работе акцент делается на исследовании источников, раскрывающих функциональную составляющую учебных заведений языкового профиля и социальный состав учащихся.

Для Западной Сибири одним из форпостов языкового образования являлась "Омская Азиатская школа" (бывшее училище азиатских языков), для всестороннего изучения деятельности которой большое значение имеют документальные источники, отложившиеся в делопроизводстве государственных органов, на которые была возложена задача курирования и контролирования этого учебного учреждения. Это - Военно-походная канцелярия Главного Командира Сибирского корпуса (ф.1,1740-1800гг.), Главное управление Западной Сибири (ф.3, 1822-1882гг.), Сибирский кадетский корпус (ф.19, 1835-1917гг.), при котором с 1828г. по 1836г. состояла школа. Большой интерес для исследователей представляют фонды личного происхождения (например, фонд Катанаева Г.Е.(ф.366, 1657-1921)), ибо они содержат рукописные копии документов, впоследствии утерянных или же ставших не доступными для местных краеведов. Характеризуя документы ф.1, необходимо сказать, что в настоящее время доступ исследователей к этому фонду ограничен. Однако часть документов этого фонда была подобрана (составлена) и опубликована в 1967г. в сборнике "Из истории Омска (1716-1967)". Так, в разделе "Просвещение" (до 1861г.) из 8 документов 3 относятся к ф.1 и посвящены языковому образованию в Омском регионе: Омской Азиатской школе и существовавшему до неё процессу обучения толмачей и переводчиков (специалистов устного и письменного перевода соответственно). Далее одним из самых насыщенных интересующей нас информацией является ф.3. В нем имеется, по предварительной оценке автора, 6 дел, содержащих положение об Омском училище азиатских языков с 1789 по 1792годы, штатные расписания, сметы о содержании, прошения о принятии в училище и т.д. Рассматривая ф.366, находим копии (были частично опубликованы в 1967г. в указ. сб.) "Краткого исторического описания омской азиатской школы" и "Краткого исторического описания училища Сибирского линейного казачьего войска со дня основания его по 1июля 1835 года"(автор которых точно не установлен), содержащих огромный объём информации и глубокий анализ вопроса; выписку из газеты "Акмолинские областные ведомости" за №24 от 1872г. статьи Золотова П.А. о посещении "Омской Азиатской школы" Александром фон Гумбольдтом; путевой маршрут переводчика 10 класса Безносикова и др. Документы ф.19 доносят до нас списки воспитанников войскового Казачьего училища, составленные по классам, историческое описание училища, процесс расформирования Омской азиатской школы и образования в училище класса восточных языков и др.

Таким образом, источники, хранящиеся в фондах ГАОО, свидетельствуют, что существует достаточно большой объём репрезентативных документов, которые могут способствовать более глубокому обобщению и изучению процесса зарождения и развития языкового образования в Западной Сибири в целом и города Омска, в частности. Работа по выявлению и анализу документов ГАОО по заданной тематике ещё не закончена и будет продолжена.