Политика администрации Клинтона в Боснийском конфликте (1993-1995 гг.)

Кузнецов Е.Л.

Томский Государственный Университет.

Этнический конфликт в Боснии и Герцеговине между боснийскими мусульманами, сербами и хорватами, начавшийся весной 1992 г. явился самым серьезным следствием распада Югославии и крупнейшей гражданской войной в Европе со времен Второй мировой войны. К началу 1993 г. все попытки мирного урегулирования, предложенные ООН и ЕС, не привели к прекращению вооруженных столкновений, повлекших за собой десятки тысяч жертв и миллионы беженцев. Ситуация требовала немедленного вмешательства извне и, главным образом, со стороны США.

В ходе своей предвыборной кампании 1992 г. Билл Клинтон не без успеха использовал кадры этнических чисток и концентрационных лагерей боснийских сербов для критики бездействия республиканской администрации. Джордж Буш рассматривал этот конфликт как внутригосударственный и относил его урегулирование к компетенции европейских держав и ограничивался поставками гуманитарной помощи. По мнению Клинтона, боснийский конфликт имеет непосредственное влияние не только на гуманитарные, но и на жизненные интересы США, поскольку нарушаются границы международно-признанного государства Боснии и Герцеговины вследствие сербской агрессии. Он предлагал использовать вооруженные силы США для доставки гуманитарных грузов в осажденные районы Боснии, а также отменить эмбарго ООН на поставку оружия в республику и ужесточить санкции против Сербии и Черногории.

Политика новой администрация получила название “отмена и удары”, и первоначально была предложена боснийским президентом Изетбеговичем еще летом 1992 г. Но, предположения Клинтона о том, что отмена эмбарго и нанесение авиаударов по позициям боснийских сербов приведет к утрате сербами позиций, вызвали оппозицию среди европейских союзников и, прежде всего Англии и Франции. Эти страны, имеющие своих миротворцев в Боснии, опасались вероятной угрозы для их безопасности. Более того, эту политику не поддержали и военные круги США. Высшие чиновники Пентагона во главе с председателем комитета начальников штабов Колином Пауэлом считали, что отмена эмбарго вызовет “американизацию” конфликта и потребует ввода крупного миротворческого контингента, а авиаудары не смогут принести ожидаемого результата из-за лесного и гористого характера местности в Боснии и Герцеговине.

Отсутствие поддержки политики отмены и ударови нежелание американского общества посылать в Боснию свои наземные войска, особенно после гибели морских пехотинцев в Сомали в октябре 1993 г., вынудили администрацию Клинтона сделать ставку на “сдерживание” боснийских сербов и не допустить дальнейшего распространение конфликта.

Первым шагом в этом направлении стало укрепление связей с соседними балканскими странами. Соединенные Штаты заключили соглашение с Албанией о тренировке и вооружении ее армии, а также использовании воздушного пространства для наблюдения за передвижением войск в Боснии. Через частную компанию “Милитари профеншнл рисорсиз” отставные американские военные специалисты готовили хорватскую армию и участвовали в планировании боевых операций. В Македонию на границу с Косово было послано 500 американских военнослужащих в составе СООНО (Силы ООН по охране), которые подчинялись практически напрямую Вашингтону.

С другой стороны, используя тайные каналы, высшие чиновники госдепартамента пытались изменить соотношения сил внутри самого конфликта посредством вооружения боснийской армии. В ситуации, когда обе палаты конгресса не единожды голосовали за одностороннюю отмену эмбарго ООН, американский посол в Хорватии Гэлбрайт вел переговоры о поставках в Боснию через территорию Хорватии иранского оружия. США, пытаясь избежать международного порицания, действовали в этом случае по принципу ”отсутствия инструкций”, т.е. негласного одобрения таких поставок.[1]

Действуя через ООН, США настояли на объявлении шести боснийских городов зонами безопасности”, что в дальнейшем позволило использовать авиацию НАТО при их нарушение.

Наибольшим успехом американской дипломатии явилось объединение антисербских сил в рамках боснийско-хорватской федерации, созданной в марте 1994 г. при посредничестве посланника США Чарльза Редмана.

1995 год стал решающим в окончательной выработке американского подхода

к урегулированию боснийского конфликта. Опасения о возможности глубоко “увязнуть” в Боснии к моменту будущих президентских выборов, а также усилившаяся критика республиканской партии за бездействие подталкивали администрацию Клинтона к более решительным действиям. Регион, прежде считавшийся “адским болотом” неразрешимых проблем стал неожиданно податливым американскому военному и дипломатическому вмешательству. По словам посла США в ООН Мадлен Олбрайт: “Если рано или поздно все равно придется посылать американские войска в Боснию, почему бы не послать их по американскому расписанию ”.[2]

Полная международная изоляция боснийских сербов после захвата ими двух “зон безопасности ООН” Сребреницы и Жепы в июле 1995 г. и “этнических чисток мусульманского населения открыла возможности для более активной американской политики. 25 июля на Лондонской сессии совета НАТО Соединенным Штатам удалось придти к согласию с союзниками и совместно разработать план нанесения авиа-ударов в случае нападении на оставшиеся “зоны безопасности”.

Поводом к осуществлению этого плана послужил взрыв на сараевском рынке Маркале, в котором обвинили боснийских сербов. Операция НАТО “Освобождающая сила”, проводимая с 29 августа по 14 сентября против боснийских сербов и последовавшая за ней посредническая деятельность специального посланника Ричарда Холбрука главным образом повлияли на заключения перемирия в октябре 1995 г. и подписание в дальнейшем Дейтонских соглашений, окончательно положивших конец боевым действиям в Боснии и Герцеговине.

Американская политика в отношении боснийского конфликта во время президентства Билла Клинтона отличалась изменчивостью и непоследовательностью. Не удалось эффективно совместить дипломатические и силовые методы урегулирования, полагаясь в разных ситуациях на одно или другое. Решение было найдено только тогда, когда Вашингтон нашел подход к проблеме, поставленной окончанием холодной войны и распадом СССР, обусловивших необходимость разработки стратегии “глобального лидерства” в урегулировании региональных конфликтов.

Именно Босния, а не война в Персидском заливе стала для США основной моделью конфликта будущего, характеризующегося глубокими историческими корнями, сложными противоречиями, трудностью определения агрессора и жертвы и отсутствием четко выраженных национальных интересов. Американские методы урегулирования, показавшие свою эффективность в боснийском конфликте, были позже использованы в Косово в 1999 г.

1.Kenneth R. Timmerman. Iran-Bosnia green light // American Spectator. August 1996, p. 30.

2.Цит. по: Lenard J. Cohen. Bosnia and Herzegovina: Fragile Peace in a Segmented State // Current History. March 1996, p.105.