Теменос Пелопса в архитектурном комплексе Олимпии

Л.Ю.Герасимова

МГУ им. М.В.Ломоносова

Святилище является одновременно и культовым местом, и архитектурным ансамблем, причем эти два аспекта взаимосвязаны. Священный участок (теменос) героя Пелопса — существенный компонент ансамбля Олимпии. Положение Пелопиона в святилище и его архитектурная разработанность свидетельствуют о значении этого героя. Пелопса, именем которого назван целый полуостров, по словам Павсания, почитали в Олимпии настолько же больше других героев, насколько Зевса — больше других богов (Paus.V 13, 1).

Пелопион располагался направо от входа в храм Зевса, к северу от него. Начинаясь прямо против середины храма, он по величине равнялся заднему помещению храма. Участок был окружен каменной оградой, внутри которой росли деревья и стояли статуи. Вход находился на западе (Paus.V 13, 1), точнее, на юго-западе, в противоположность входам в храмы — с востока. Почти на равном расстоянии от Пелопиона и храма Геры к востоку от них находился жертвенник Зевса (Paus.V 13, 8). То, что сохранилось от Пелопиона, относится к IV в. до н.э. Однако история теменоса Пелопса началась гораздо раньше. Возможно, Пелопион I — первое греческое (ахейское) культовое место в Олимпии. За могилы героев в I тыс. до н.э. могли приниматься более древние захоронения и места жертвоприношений. Так, возможно, и в Олимпии культовое место II тыс. до н.э. позже стали считать могилой Пелопса. То, что предполагаемая могила героя являлась на самом деле кенотафом, было обычным явлением. Могилы героев часто располагались, как это имело место и в Олимпии, рядом с храмом бога. Но параллельно со становлением культа героев идет процесс радикального разделения сферы богов и сферы умерших, отделения олимпийских богов от хтонических. В Олимпии наблюдается поляризация культа Зевса и культа Пелопса, выражающаяся в том числе в ритуалах жертвоприношений.

Пелопион I окружала ограда, представляющая собой не совсем правильный круг диаметром 31 - 34 м. Пелопион II появился в конце VI - начале V в. и имел ограду в виде неправильного пятиугольника. Если в Олимпии в целом господствовали правильные архитектурные формы и в расстояниях между объектами чувствуются пропорции, как это видно в том числе и из вышеприведенного описания Пелопиона и его окружения, то форма Пелопиона II (в отличие от формы Пелопиона I) выделяется на этом фоне. Аналогичную форму имеет сооружение, интерпретируемое как героон Офельта, в Немее (см. ниже). Вход в Пелопион в архаическое время представлял собой небольшие ворота с пристройкой внутри ограды. В IV в. до н.э. Пелопион получил более крупные пропилеи, выступающие за пределы ограды. Были обновлены и стены. Собственно могильного холма, возможно, не было.

Внутри Альтиса, как сообщает Павсаний, был священный участок жены героя Гипподамии, место величиной в плефр, окруженное каменной оградой. Один раз в год женщины совершали здесь обряды в честь Гипподамии (Paus.VI 20, 7). Скорее всего, Гипподамейон также не был реальной могилой. Участок Гипподамии следует поместить на северо-востоке святилища, у входа на стадион, недалеко от исконного центра святилища. Миф о Пелопсе и Гипподамии связывает агон и брак. Гереи, соревнования девушек в беге, посвященные Гере, представляли собой определенную параллель к мужским состязаниям в честь Зевса. Сосуществование мужского и женского начал (Зевс — Гера, Пелопс — Гипподамия) прослеживается и в архитектуре, и в собственно культе, и в агоне.

К архаической эпохе относятся первые попытки зодчих создавать целостные архитектурные ансамбли. В ранних комплексах несколько зданий располагались на священном участке параллельно друг другу с расчетом на одновременное фасадное восприятие; одно их них при этом могло доминировать. Застройка в раннее время осуществлялась без единого плана, но, видимо, с учетом ансамбля. Храм Геры на периферии священного участка Олимпии и сокровищницы в северной стороне составляли как бы оформление и фон для святынь в средней части комплекса, Пелопиона и алтаря Зевса. Пелопион — "сердце" Альтиса — изначально был "ключевой постройкой" [1]. С появлением культа Зевса первостепенную роль стал играть его алтарь. Вход Пелопиона обращен к главному входу в Альтис на юго-западе, что может быть связано со стремлением привлечь максимальное внимание входящих к центру священной рощи. В начале V в. архитектурный ансамбль еще отвечал архаическим принципам. Но при последующей застройке, в частности с появлением храма Зевса, воздействие художественных памятников Олимпии на человека усложнялось, так как не только возникали новые сооружения, но и смотрелись они уже с разных сторон.

Святилища Пелопса и Гипподамии располагались внутри святилища Зевса, который был главным богом Олимпии и до того, как ему посвятили храм. Храм Либона был cооружен на некотором удалении от древнейших культовых объектов, в южной части Альтиса, и, будучи самым большим сооружением в священной роще, стал доминировать над святилищем, превратившись, с учетом сооружений вне Альтиса, в центр всего комплекса Олимпии. Важное значение имел и архаический стадион, расположенный близко от центра святилища. Существует предположение, что изначально целью состязающихся был алтарь Зевса или Пелопион.

В комплексах трех других святилищ Греции, связанных с общеэллинскими играми, прослеживаются аналогии с Олимпией, в частности в том, что касается сосуществования культа главного бога с культом местного героя. В Дельфийском святилище недалеко от входа в храм Аполлона была ограда с могилой (кенотафом) Неоптолема-Пирра (это почти квадратное сооружение) (Paus. X 24, 6). В самом храме находился жертвенник, на котором жрец убил Неоптолема (Paus. X 24, 4). Вокруг храма Зевса Немейского, по словам Павсания, была кипарисовая роща, в которой, как рассказывали, погиб Офельт. Тут имелась и его могила с каменной оградой; внутри ограды помещались жертвенники. Был здесь и могильный холм Ликурга, отца Офельта (Paus. II 15, 2). Раскопки в Немее выявили в юго-западной части святилища сооружение, предположительно героон, в форме неправильного пятиугольника, Участок, где поклонялись местному герою, находился на некотором удалении от храма Зевса, чей храм доминировал над теменосом. Внутри святилища Посейдона на Истме располагался круглый храм Меликерта-Палемона; похороненного здесь Сизифом; кроме того, здесь было другое святилище, в которое вел подземный ход и где, как говорили, был сокрыт в могиле Палемон (Paus. 1, 3; I2, 1).

Умерший герой через свою могилу оказывает влияние на жизнь людей и поэтому требует соответствующих почестей. Герой символизирует середину между богами и людьми. "Боги далеко; герои рядом, под рукой". Герой всегда связан с определенным регионом: "…культ героя является средоточием местного группового самосознания" [2]. Олимпия через свой архитектурный ансамбль демонстрирует сочетание общегреческой и местной (полисной) традиции; последняя представлена здесь Пелопионом, имеющим интересную архитектурную форму. Наблюдается поляризация олимпийского бога и героя, света (олимпийский культ) и тьмы (культ Пелопса имеет черты хтонического культа), а также поляризация мужского и женского начал. Из противоположностей рождалась гармония.

[1] Ferguson J. Among the gods: An archaeological exploration of ancient Greek religion. — L., N.Y., 1989. — P. 54.

[2] Burkert W. Greek religion. — Cambridge, 1985. — P. 206 f.