Лоян. Столица Восточной Хань.

С.В.Дмитриев

Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова

Остатки столицы династии Восточная Хань Лояна находятся в 15 километрах к востоку от современного города Лоян в провинции Хэнань. Равнина, на которой построен Лоян ограничена на севере горами Маншань, прикрывающими город от холодных северных ветров, а на юге – рекой Лохэ, важной торговой и транспортной артерией. Лоян относится к одним из древнейших городов мира – он основан, согласно “Шаншу”, легендарным сподвижником первых чжоусских ванов Чжоу-гуном (Цзи Дань) в начале правления Чэн-вана (Цзи Сун) (1115-1079), в 1110 году до н.э. В 770 г. до н.э. перенесение столицы в Лоян (тогдашнее название – Чэнчжоу) знаменовало собой начало эпохи Восточной Чжоу (770 – 256 (249)). Постепенно территория, подчинённая чжоусскому вану сжалась почти до размеров его столицы, однако город считался формальным центром империи, средоточием культуры и древних традиций. По некоторым свидетельствам, население города в III в. до н.э. достигало 250 тыс. человек. Таким образом, ханьский Лоян имел в основе чжоусский город, один из крупнейших хозяйственно-экономических центров Древнего Китая. Во 2 г. н.э., по данным переписи, в Лояне проживало 52837 семей, т.е. не менее 200 тыс. человек.

В 25 г. н.э. основатель династии Восточная Хань Гуан У-ди (25-57) (Лю Сю) перенёс столицу в Лоян. Он расширил город на север, вплоть до Маншаньских гор, захватив территорию чжоусского кладбища [1, с. 17].

В 190 году восстание военачальника Дун Чжо вынудило императора Сянь-ди (Лю Се) (правил в 189 - 220) бежать из города. Согласно источникам, город горел три дня, и когда в 196 году император вернулся из Чанъаня, он не смог найти даже дома, чтобы поселиться [1, с. 21].

После падения династии Хань в 220 году Лоян был столицей царств Вэй (220 - 265), Западная Цзинь (265 - 316), Северная Вэй (386 - 534). Город очень пострадал в 311 году, когда его заняли и разграбили отряды сюнну. Фактически, после этого нашествия город уже не имел крупного культурного и экономического значения. В 538 году город был сожжён. В эпоху Тан на фоне общего оживления хозяйственной жизни и роста населения Лоян возродился западнее, на месте нынешнего, но былого значения не вернул.

Археологические раскопки начались в 1962 году [см. 2]. Изучение ханьского города несколько осложняется тем, что город был сильно перестроен в период правления династий Вэй и Западная Цзинь и фактически заново построен на старом месте в период правления династии Северная Вэй. В целом надо отметить, что Лоян археологически изучен неизмеримо хуже, чем Чанъань.

В настоящее время обнаружены остатки восточной, северной и западной стен города, сейчас они достигают в высоту 7 метров. Южная стена давно размыта во время изменения русла реки Лохэ, и сейчас обнаружена быть не может. Однако на южном берегу реки обнаружены остатки храмов Минтан и Линтай, находившихся в южных предместьях ханьского Лояна. Из источников (“Лоянцзи ” и “Ханьгуаньи”) известно, что их от южной городской стены отделяло расстояние в 2-3 ли. Из этого мы можем сделать вывод, что южная стена Лояна находилась на месте фарватера современного течения реки Лохэ. Как и в Чанъане, стена Лояна была построена из утрамбованного лёсса. Раскопки показали, что толщина стены у основания составляла в среднем 14 м для восточной стены, 20 м для западной стены, 25 м для северной стены. Длина восточной стены составляет 3900 м, западной – 3400 м, северной – 2700 м. Длина южной стены может быть реконструирована как приблизительно 2460 м. С учётом этого общая длина стен составляет ок. 13000 м, что составляет приблизительно 30 ханьских ли. Это в целом соответствует письменным источникам. В “Сюханьшу” (“Продолженная история династии Хань”) в главе “Цзюньгочжи ” (“Описания округов и царств”) сказано: “Город с запада на восток – 6 ли и 10 бу [бу приблизительно равен шагу – С.Д.], с севера на юг – 9 ли и 100 бу” [1, с.19]. Из-за этих размеров в древности город часто называли “городом девять на шесть”. Этим подчёркивалась его несвойственная для древнекитайских городов прямоугольная форма. Также надо отметить, что Лоян, в отличие от Чанъаня, не окружён рвом. Возможно, это обуславливалось рельефом – Чанъань стоял достаточно высоко над рекой. Есть даже сведения, что для доставки воды в город использовалось подъёмное колесо, что говорит о значительной трудности подъёма [3, с. 131].

По описаниям (“Лоянгаланьцзи ” (“Описание буддийских храмов Лояна”)) в эпоху Восточной Хань в Лояне было 12 ворот, как и в Чанъане. Однако размещались они неравномерно – восточная и западная стены имели по трое ворот, южная – четверо, и северная – двое. Местоположение южных ворот может быть приблизительно определено с помощью проекции на предполагаемое местонахождение южной стены городских улиц, следы которых обнаружены в ходе раскопок. Судя по всему, они были расположены достаточно равномерно по южной стене, расстояния между ними были почти равными. Остатки прочих ворот найдены. Ворота Гуанянмэнь и Маомэнь, как и ворота Шансимэнь и Шандунмэнь расположены точно друг против друга. Лучше всего сохранились ворота Сямэнь, судя по ним, ворота Лояна, как и ворота Чанъаня имели по три прохода, по 8 метров в ширину каждый.

Следы улиц, найденные при раскопках, принадлежат к периоду правления династии Северная Вэй. Однако есть основания считать, что в эпоху Восточной Хань улицы находились примерно на тех же местах, так как при династии Северная Вэй поменялось местоположение некоторых дворцовых комплексов, но вряд ли это сильно затронуло основную городскую планировку [1, с.19]. Пять улиц шло с севера на юг, с запада на восток шло также пять улиц. Видно, что улицы Лояна составляют довольно густую и регулярную сеть. Нетрудно увидеть, что улицы делят город на 24 больших сегмента-квартала. За исключением нескольких сравнительно узких улиц шириной 20 м, основное число главных улиц Лояна имело ширину 40 м. Данные археологии не дают возможности подробнее говорить о структуре улиц, однако здесь на помощь приходят письменные источники. В “Лоянцзи” говорится: “У дворцовых ворот и [везде] внутри стен все улицы разделены на три части. Средняя часть – это императорский путь, он по двум сторонам ограждён земляными стенами высотой в 4 чи [в ханьское время 1 чи составлял 23 – 24 см С.Д.], лишь князья и высшие чиновники могут пользоваться им, все [прочие] пешеходы ходят по правой и левой сторонам” [1, с. 20].

Главными дворцами Лояна были дворцовые комплексы Наньгун и Бэйгун. Наньгун был императорской резиденцией ещё в период правления Западной Хань и упоминается в источниках. Подтверждается существование Наньгуна в более ранний период и археологически. В 1961 году в Чанъане, в развалинах западноханьского периода был найден бронзовый сосуд типа чжун с надписью “Чжун из Наньгуна”.

В 25 году н.э. первый император династии Восточная Хань Гуан У-ди решил перенести столицу в Лоян и поселился во дворце Цюэфэйдянь (Название можно приблизительно перевести как Отступление отрицания) в Наньгуне. Одновременно началась перестройка Южного дворца, которая продолжалась до 38 года, когда было завершено строительство главного строения – тронного зала Цяньдяня (Передний зал). Археологические раскопки не дают достаточного материала касательно Наньгуна. Его местоположение определяется приблизительно в южной части города улицы образуют прямоугольник размером в 1300 м с севера на юг и 1000 м с востока на запад.

При следующем императоре, Мин-ди (57 - 75) ( Лю Чжуан ), был вновь отстроен Бэйгун (60 - 65). Главным зданием этого дворцового комплекса был Дэяндянь (Зал добродетельной энергии “ян”), который, по словам современников, мог вместить 10 тысяч человек и стоял на платформе высотой в 2 чжана (1 чжан – около 230 см). Стоявшие перед ним декоративные ворота Чжуцюэцюэ (Ворота Красной птицы) были так высоки, что их было видно за 40 ли (около 16 км) [1, с.20]. Как и в случае с Наньгуном, местоположение Бэйгуна археологически определяется приблизительно. Площадь Бэйгуна была несколько больше, чем Наньгуна. По источникам, Наньгун от Бэйгуна отделяло расстояние в семь ли. Это, скорее всего, неверно, поскольку, как мы помним, весь город с севера на юг имеет всего 9 ли в длину. Видимо, можно говорить о расстоянии где-то в 1 ли. Дворцы связывала галерея для перемещения императора из дворца в дворец [1, с.20]. Помимо названных двух дворцов, в Лояне были и другие – Юнаньгун (Дворец вечного спокойствия) у ворот Шандунмэнь и императорский парк Чжолунюань (Парк прекрасного дракона) в северо-восточной части города [4].

На юго-восток от Наньгуна находились главные официальные учреждения империи – Военное министерство (Тайвэй), управление общественных работ (Сыкун), Министерство просвещения (Сыту). К северо-востоку от Бэйгуна находились Арсеналы (Уку) и Главные склады (Тайцан).

Ремесленными и торговыми центрами города были рынки – Цзиньши (Металлический, или Золотой рынок), находившийся к северу-востоку от ворот Юнмэнь, к юго-западу от Бэйгуна. Остальные два рынка, Наньши (Южный рынок) и Маши (Лошадиный рынок) находились за городом, Наньши – в южном предместье, Маши – в восточном.

Знать проживала в кварталах у ворот Шандунмэнь, таких как Бугуан (Стремление к расширению) и Юнхэ (Вечная гармония). В последнем, в частности, находилась резиденция Дун Чжо [4, с.39].

Следует отдельно сказать о ритуальных комплексах, бывших неотъемлемой частью любой древнекитайской столицы. В 56 г. н.э. к югу от столицы были построены Пиюн (Установление прекрасного), Минтан (Светлый алтарь) и Линтай (Терраса духов). Их местоположение хорошо прослеживается археологически [2, с. 198]. Как и в более раннюю эпоху, Пиюн предназначался для проведения ритуалов, связанных с музыкой и провозглашения императором религиозных норм, Минтан – для провозглашения императором нового года, празднеств, приёма вассалов. В Линтае император приносил жертвы силам природы.

Пиюн находился к западу от большой дороги, идущей на юг от ворот Кайянмэнь. Он окружён квадратной в плане стеной со сторонами по 170 м в длину. Внутри обнаружены четыре группы зданий по три в каждой группе. Согласно “Хоуханьшу ” (“История Поздней династии Хань”), глава “Гуан У-ди цзи”, Пиюн со всех сторон был окружён рвом, и с четырёх сторон к нему вели мосты. В ходе раскопок обнаружить следов этого пока не удалось [1, с. 26]. Во времена династий Вэй и Западная Цзинь Пиюн восстанавливался на старом месте. Реконструкция, предпринятая при династии Северная Вэй, не была доведена до конца.

В 150 м западнее Пиюна, к западу от дороги, расположен Минтан. По результатам раскопок, он был окружён квадратной стеной, длина каждой из сторон по 400 м. Посередине находится круглое в плане основание центрального здания. Диаметр основания - 62 м. Во время династий Вэй и Северная Вэй Минтан неоднократно восстанавливали на том же месте. Сейчас северная часть Минтана размыта водами Лохэ.

К западу от большой дороги, идущей через ворота Пинчэнмэнь от южных ворот Наньгуна, в 80 м западнее Минтана, находился Линтай. Он также был окружён стенами (северная и южная стены – по 200 м, западная и восточная – по 220 м в длину). Северная часть комплекса размыта. Внутри этого прямоугольника находятся остатки квадратного в плане сооружения со стороной ок. 50 м. Сейчас её высота составляет 8 м. По источникам, это была открытая терраса. Террасу окружали два ряда зданий, причём уровень более приближенного к ней ряда на 186 см выше более отдалённого. Здания, по всей видимости, представляли собой веранды, чьи базы были выстланы овальными речными камнями. С каждой из сторон к террасе примыкали по 5 комнат. Полы этих комнат были выстланы прямоугольными каменными плитами, а стены выкрашены в разные цвета – восточные комнаты – в зелёный цвет, западные в белый, южные в красный, северные в чёрный. Без всякого сомнения, это имеет отношение к представлениям древних китайцев о духах-хранителях сторон света – Зелёном драконе, Белом тигре, Красной птице и Чёрной черепахе. Стоит отметить, что западные комнаты находятся под центральной террасой, и являются, таким образом, тёмными комнатами. Пол в них выстлан квадратными плоскими каменными плитами. Линтай использовался в течение династий Вэй и Западная Цзинь, но сильно пострадал в последние годы Западной Цзинь при нашествии сюнну и был заброшен. Во времена Северной Вэй на центральной террасе была построена буддийская пагода. На территории комплекса находят много буддийских гравированных изображений этого периода.

Также к югу от города находилась и Императорская академия (Тайсюэ). Раскопки показали, что Академия состояла их двух комплексов – один из них находился севернее Пиюна и представлял собой прямоугольник (с севера на юг – 100 м, с запада на восток – 200 м). Исходя из этого, можно сделать вывод, что именно эта часть Тайсэю была основной. К сожалению, сейчас большая часть площади этой секции находится под водой. Вторая секция находится в 100 м к северо-востоку от первой. Эта секция хорошо сохранилась. Она окружена стеной (с севера на юг – 150 м, с запада на восток – 200 м) [2]. По письменным источникам, Тайсюэ была построена с 29 по 32 г н.э., число учащихся достигало 30000 человек. В 190 году, когда город был разгромлен войсками Дун Чжо, Тайсюэ также сильно пострадала. В 224 году император Вэнь-ди (187 - 226) (Цао Пи) династии Вэй восстановил Академию на старом месте. В 276 г. юго-западная часть Тайсюэ была отдана Чиновной Академии Гоцзысюэ [1, с. 28].

Лоян имеет много общего с Чанъанем. Однако есть и особенности. Основная из них – что все основные компоненты были построены очень быстро, почти все при императоре Гуан У-ди и в начале правления Мин-ди, то есть в течение приблизительно 40 лет (25 - 65), в то время как в Чанъане этот процесс был завершён лишь при Ван Мане, то есть затянулся более чем на 200 лет. Возможно, это объясняется тем, что только к Восточной Хань полностью сложилось представление об обязательных компонентах столицы государства. В таком случае, можно сказать, что Лоян – первая древнекитайская столица, сразу построенная с учётом всех этих составляющих.

Список литературы:

  1. Ван Чжуншу. Ханьдай каогусюэ гайшо (Обзор археологии истории династии Хань). Пекин, 1984.
  2. Чжунго кэсюэюань каогуянцзюсо лоянгунцзодуй: ханьвэйлоянчан чубукаоча (Лоянская рабочая группа Института Археологии Китайской Академии Наук. Первые изыскания касательно Лояна в период династий Хань и Вэй)// “Каогу” N4, 1973.
  3. Погребённые царства Китая. М, 1998.
  4. Юнлэдадянь цзюань 9561ин юань Хэнаньчжидэ гудай Лоянту шисыфу (Четырнадцать древних карт Лояна из написанного в период правления династии Юань “Описания Хэнани” (цзюань 9561 “Энциклопедии, составленной в период правления Юнлэ”) ) // Каогусюэбао”, N2, 1959
  5. Чжунго кэсюэюань каогуянцзюсо лоянгунцзодуй: ханьвэйлоянчан наньсяо линтайичжи (Лоянская рабочая группа Института Археологии Китайской Академии Наук. Развалины Линтая в южном предместье Лояна в период династий Хань и Вэй) // “Каогу” N9, 1955.