Культ богини Девы в Херсонесе Таврическом в нумизматике, эпиграфике и коропластике.

М.Е.Бондаренко

Московский Государственный Университет.

Культ богини Девы впервые возник в Херсонесе Таврическом и существовал здесь на протяжении почти всего периода античности, исчезнув только с приходом христианства. Уникальным является то, что Дева, пройдя сложную эволюцию, заняла первое место в пантеоне верховных богов, которых она легко оттеснила. Поскольку она являлась верховной покровительницей полиса, ее культ играл значительную роль в общественной жизни херсонеситов.

Одним из важнейших источников по изучению культа богини Девы является нумизматический материал. Все античные монеты Херсонеса можно разделить на три группы:

  1. Монеты автономного периода (ок. 390-110 гг. до н.э.);
  2. Монеты периода боспорского влияния (ок. 110 г. до н.э.-ок. 138 г. н.э.);
  3. Монеты “второй элевтерии” (ок.138 -268 гг. н.э.). [1]

С началом монетной чеканки изображения богини Девы прочно утверждаются на монетах. Это говорит о том, что культ ее уже широко почитается в Херсонесе. На протяжении IV-III до н.э. он постепенно выдвигается на первое место. Из второстепенного божества Дева превращается в главную городскую богиню. Лань, колчан и лук становятся ее атрибутами. Со 2 пол. II в. до н.э. она начинает изображаться на монетах еще и в башенной короне, которая является неизменным атрибутом грозной Тихе - защитницы города. Это позволяет говорить о том, что в образе богини Девы постепенно начинают сливаться черты Артемиды и Тихе. Таким образом, Дева являлась синкретическим божеством [2].

В период боспорского влияния эволюция богини Девы достигает своего высшего этапа. Она становится “царицей” города, т.е. начинает занимать должность.царя-эпонима, функции которого богиня периодически выполняла с I в. до н.э. до сер. II в. н.э., о чем говорят ее монограммы на монетах. Однако, уже в период “второй элевтерии” популярность богини Девы постепенно идет на убыль, что, вероятно, связано с окончательным отмиранием должности царя-эпонима. Тем не менее, Дева продолжает фигурировать на монетах почти до кон. III в. н.э., затем ее изображения исчезают навсегда.

Одной из важнейших проблем является вопрос о “царствовании” богини Девы. В 25/24 гг. до н.э. в Херсонесе была установлена новая эра. Это событие обычно связывается именно с началом ее “царствования”, что, однако, является спорным. Дева не была провозглашена “царицей” раз и навсегда, она лишь неоднократно провозглашалась “царицей” в качестве царя-эпонима. Как известно, эта должность была связана с огромными денежными расходами, а реальной власти не давала. Именно поэтому мало кто стремился получить эту должность, особенно в периоды кризиса. В этой ситуации, вероятно, оплату всех расходов, связанных с должностью царя-эпонима, брал на себя главный и самый богатый храм города, т.е. храм богини Девы. [3]

В качестве источников по изучению культа Девы традиционно используются данные эпиграфики. Это прежде всего Херсонесская присяга, декреты, посвятительные и надгробные надписи, граффити. Анализ этих источников показывает, что в Херсонесе существовал храм богини Девы, который являлся самым главным и богатым храмом города. В его притворе выставлялись важнейшие декреты. Около храма стоял алтарь богини. В самом храме находилась ее статуя. Так же в честь Девы проводился специальный праздник - Партений. Во время этого праздника херсонеситы приносили в храм сосуды с дарами богине. [4] На этих сосудах была нацарапана монограмма Девы или ее полное имя. При храме находились жрецы и храмовые рабы. Из декретов первых веков н.э. явствует, что Дева была “царицей” Херсонеса, т.е. занимала должность царя-эпонима. В годы ее царствования жрецы Девы от имени богини прикладывали печати к важнейшим декретам. Нужно так же отметить, что жители Херсонеса придавали большое значение так называемым “явлениям” Девы. Правда, до сих пор не известно, что они из себя представляли.

Не менее важное место среди источников занимает коропластика. В Херсонесе на протяжении почти всей античной эпохи изготавливались терракотовые статуетки, но доподлинно нельзя определить, какие из них изображали богиню Деву. В некоторых обнаруженных святилищах тавров были найдены глиняные статуетки, которые, как было замечено, очень сходны с терракотами из Херсонеса [5]. Если принять их за изображение Девы, то можно сделать вывод, что ее культ был распространен как в Херсонее, так и за его пределами. Поскольку среди херсонеситов культ Девы был чрезвычайно популярен, они, вероятно, приносили террактоы в ее храм и посвящали богине.

В целом, следует отметить, что по данным нумизматики, эпиграфики и коропластики главным государственным культом в Херсонесе Таврическом на протяжении нескольких веков был культ богини Девы.

[1] Анохин В.А. Монетное дело Херсонеса (IV в. до н.э. - XII в. н.э.).Киев, 1977.С.13.

[2] Мещеряков В.Ф. О культе богини Девы в Херсонесе Таврическом//Актуальные программы изучения религии и атеизма. Л.,1979. С.104-119.

[3] Кадеев В.И. К вопросу о “царствовании” Девы в Херсонесе//КСИА. М.,1976, №145. С.9-13.

[4] Бабинов Ю.А. Посвященные граффити из Херсонеса Таврического//ВДИ. М.,1970, №4. С.73; Граффити античного Херсонеса//Под ред. Э.И.Соломоник. Киев, 1978. С.13.

[5] Белов Г.Д. Терракоты из Херсонеса//Терракоты Северного Причерноморья. САИ. Г1-11. М.,1970. С.72,78.