УДК 93/99 (4/9)

Фейерверки как средство пропаганды военных побед России петровского времени.

Зелов Д.Д.

МГУ, Исторический факультет

Эпоха Петра Великого, приведшая к созданию мощной европейской державы с сильной армией и флотом, прошла под знаком войн. Начиная с азовских походов конца XVII в. и кончая Персидским 1722-1723гг. Россия практически постоянно воевала или находилась в состоянии войны.

Война, воинское дело вообще рассматривалось в политико-правовой мысли того времени как одно из основных занятий и обязанностей государя, как первое из мирских дел. Только таким образом можно было обеспечить целостность и безопасность своего государства, его благосостояние и процветание. Эта мысль проходит через сочинения не только европейских мыслителей XVI-XVII вв. таких как Н.Маккиавелли и С.Пуфендорф, но и ближайшего соратника Петра I - Ф.Прокоповича, писавшего, что Петр I могущество и величие России купил... не сребром купеческим, но Марсовым жезлом”.

 

Однако на практике все обстояло иначе. Многочисленные факты свидетельствуют о резко отрицательном отношении значительной части рекрутируемого населения к несению воинской службы. Избежать службы пытались всеми возможными и невозможными способами; при этом случаи дезертирства были распространены даже в привилегированных гвардейских полках. Тому было много причин. Cреди них на первом месте были тяготы военной службы, связанные с ее фактической бессрочностью и принудительным характером, постоянной муштрой и реальной опасности смерти, необходимостью воинской учебы. Одними военными указами, предполагавшими самые суровые наказания за уклонение от службы, побеги из армии, укрывательство дезертиров,- нельзя было обойтись. Необходимо было яркое и действенное средство, которое бы в простой и доступной форме разъяснило народу ради чего несут они все эти тяготы, а заодно показать и реальные ощутимые выгоды от несения воинской службы. Особенно необходимо это было после нарвского разгрома 1700 г., когда у значительной части войска сложился нарвский синдром - вера в колдовскую силу шведов, панический страх перед противником, бегство с поля боя и вообще отказ идти в бой

Необходимость действенной пропаганды Петр I понял давно, еще в конце XVII в. после первой крупной победы- взятия Азова в 1696 г. Средствами этой пропаганды явились триумфальные шествия и фейерверки- наиболее емкая и эффективная форма воздействия на массового зрителя и внушения ему идей, исходящих от государственной власти. И в тех, и в других Петр принимал самое деятельное и активное участие, личным примером способствуя внедрению в жизнь новых светских форм праздничной культуры, пропагандировавших преобразования и военные действия царя-реформатора. Одновременно участие в триумфальных шествиях и официальное приглашение на просмотр фейерверочного представления были разновидностью награды за несение воинской службы наряду с чинами, орденами, подарками и деревнями.

Первые фейерверки появляются на Руси в последние годы царствования Алексея Михайловича под названием огненные потехи , что точно отражало их развлекательный характер того времени. При Петре I фейерверки становятся регулярными, формируются особые фейерверочные традиции. Уже в конце XVII в. фейерверки приобретают отчетливо выраженный пропагандистский характер, который и сохраняется на протяжении всего петровского времени. При этом масштаб фейерверочного представления мог быть совершенно различным: от небольшого фейерверка, состоящего из разнообразных фейерверочных ракет до грандиозных многочасовых представлений с применением транспарантов, аллегорическими картинами и подписями, движущимися фигурами. Заслуживает внимания тот факт, что для пропаганды военных побед России фейерверки сжигались не только непосредственно в дни, которые была одержана победа и их годовщины, но и в дни заключения .Россией мира с бывшим врагом, а также в специально определяемые властью сроки проведения того или иного торжества. Кроме того, активно использовался новогодний праздник, как подведение итогов году прошедшему и отражению в сюжетах фейерверочных представлений дальнейшей программы военных действий. Петр использовал даже свои личные праздники и праздники своей семьи для реализации вышеуказанной задачи.

В фейерверки, которые были любимым занятием Петра , настоящей страстью, он вкладывал всю душу ,удачно сочетая редкие часы досуга с политической пропагандой. Царь участвовал во всех стадиях создания фейерверка: от работ в пиротехнических лабораториях по приготовлению фейерверочного состава до разработки сюжета фейерверка и его управления. При этом Петр очень часто объяснял зрителям значение тех или иных фигур, сюжетов, надписей, а также раздавал своему окружению абрисы- заранее подготовленные оттиски гравюр, изображавшие сжигаемый фейерверк

Поскольку среди именитых гостей Петра всегда присутствовали иностранные дипломаты, то увиденное ими зрелище, запечатленное в записках и полученных от Петра абрисах, по приезде на родину, было формой пропаганды внешнеполитических успехов России за границей. Другой были фейерверки, проходившие непосредственно за границей при европейских дворах, однако они могли быть только в тех странах, позиция которых была благожелательна по отношению к России. В итоге военные победы России были отмечены фейерверком в Голландии, Дании, Бранденбурге(с 1701г-Пруссия) и Саксонии.

Расходуя баснословные суммы на проведение фейерверков в условиях острой нехватки средств на ведение войны и внутренние нужды, и встречая упреки по этому поводу, Петр объяснял это тем, что стремится приучить своих подданных “ к славе и воинским подвигам “, т.е. к наглядному разъяснению результатов и значению тех побед, ради которых служащие в армии и терпели все тяготы и невзгоды армейской службы. При этом патриотическая идея служения России, ее процветанию, счастью и благу, неоднократно подчеркиваемая и пропагандируемая личным примером Петра I сочеталась с идеей миролюбивой политики России, возвращающей себе в ходе войны то, что когда-то принадлежало ей и было отнято врагом в минуту ее слабости. Таким образом поддерживалась связь поколений и осуществлялась живая связь времен, подчеркивавшая традиционную заботу русского государя о вверенной ему земле Фейерверки петровского времени стали праздником триумфа России, ее славы и величия.

УДК 93/99 (4/9)

Фейерверки как средство пропаганды военных побед России петровского времени.

Зелов Д.Д.

МГУ, Исторический факультет

Аннотация

Доклад посвящен фейерверкам петровского времени- массовым зрелищным представлениям, как средству пропаганды побед русской армии и флота. Объединявшие различные слои населения в едином патриотическом ликовании и восторге, сюжеты фейерверочных представлений в яркой и доступной форме раскрывали роль и значение военных побед России,. приведших державу на” феатр мировой славы “

The Fireworks as a source of propaganda of military victories of Peter the Great.

Zelov D.D.

Moscow State University, Facukty of History

This report is devoted to the fireworks during the time of Peter the Great .In his reign they were one of the most effective source of political propaganda of great achievements of Russian army and navy during the wars. The plots of the numerous fireworks expressed the role and significance of Russian war victories, which created a great power.